Рецензия на книгу Годы учения Вильгельма Мейстера от lanalana

Как большой поклоннице Иоганна Вольфганга фон Гёте мне бывает обидно, что помнят этого великого человека только из-за "Фауста". Кто-то ещё назовёт страдания юного Вертера", а остальных произведений, как правило, и не знают.
В своё время очень сильное впечатление на меня произвела дилогия о Вильгельме Майстере. Пронизанная романтикой, шестнадцатилетнюю девчонку она потрясла. И вот перечитываю спустя ... дцать лет. И да, мне до сих пор очень нравится.
Итак, первая книга - " Годы учения Вильгельма Майстера".
Что же она из себя представляет?
1. Ein Bildungsroman (роман воспитания), рассказывающий о становлении и поиске смысла жизни молодым человеком. Сын богатого торговца, он не хочет идти по стопам отца. Его влечёт искусство, театр. В не меньшей степени это связано с его первой серьёзной любовью - актрисой Марианной.
У писателей того времени счастье героев и их жизненная цель состоит в достижении богатства и наилучшем устройстве человека в обществе. У Гёте - главное не внешнее, а внутренне развитие и формирование гармоничной личности.
2. Ein Buch über die Wahlfreiheit (книга о свободе выбора) и о готовности следовать за своей мечтой несмотря ни на что. И что немаловажно при разочаровании в выбранном пути не опустить руки, а попытаться отыскать новый смысл жизни. В конце 18 века следовать своим желаниям было трудно. Молодые люди, жёстко загнанные в социальные рамки, выбора как такового не имели и во взрослой жизни шли по стопам родителей. Вильгельм не боится искать свой собственный путь, отличный от его социального положения и мнения других людей.
3. Ein Buch über den Weg (книга о пути). Путь в буквальном и переносном смысле тесно связан с воспитанием. Люди, которых встречает путешествующий с бродячим театром Вильгельм влияют на его личность. Он смотрит в них, как на отражение мира, и незаметно для себя меняется, познавая жизнь во всём её многообразии. Точно также влияют на него и артисты театра. Что в сущности символизирует этот путь? Жизнь человека, в которой он беспрерывно учится на примерах других людей.
4. Ein Buch über das Theater (книга о театре).
Театра здесь много, начиная со взаимоотношений артистов, заканчивая описаниями репетиций и спектаклей. Именно театр манил юного Вильгельма, казался тому лучше и насыщенней реального мира. Он мнил себя великим актёром, но как выяснилось умел играть лишь самого себя.
5. Das Begin der Romantik (начало эпохи романтизма).
Нет, Гёте вовсе не романтик. Скорее реалист, холодный и рассудительный, предпочитавший государственную службу и занятия наукой в ущерб искусству. Финал книги ещё раз убеждает в этом, разочаровывая романтично настроенных особ. Но налёт романтизма тем не менее пронизывает роман. То же настроение и у стихотворений, помещённых в текст. В романе нет сюжета как такового. Просто молодой человек с душевной раной от разрушенной любви сбегает из дома с театром, преодолевает различные трудности, формируется как личность и наконец находит себя.
Именно "Майстеру" начнут подражать писатели-романтики, недовольные неромантическим финалом, но всё же...
6. Ein Abenteuerroman (приключенческий роман).
И этому нашлось место. Тайны, интриги, нападения разбойников и тайное общество.
7. Eine Seifenoper (мыльная опера).
Во времена Гёте не существовало подобного определения, но в финале ему удалось к ней приблизиться: все герои оказываются связаны друг с другом, удивительным образом находятся потерянные родственники, обретают счастье влюблённые, сходятся в одной точке все сюжетные линии, что немного портит впечатление.
И вот я думаю, а насколько современен этот роман? Нет, не современен. Читать его нужно с оглядкой на реалии того времени и безоговорочно принимать некую наивность героев.
"Годы учения Вильгельма Майстера" всё же событие в мире литературы, оказавшее огромное влияние не только на немецких писателей. Был в восторге Достоевский, списавший с девочки- бродяжки Миньоны свою Неточку Незванову. И в "Братьях Карамазовых" есть что-то от Гёте.
Зачем же читать "Вильгельма Майстера" нам, людям двадцать первого века?
Как говорил сам Гёте устами своего героя: "Man sollte alle Tage wenigstens ein kleines Lied hören, ein gutes Gedicht lesen, ein treffliches Gemälde sehen und, wenn es möglich zu machen wäre, einige vernünftige Worte sprechen.“
(Нужно каждый день слушать по крайней мере одну маленькую песню, читать одно хорошее стихотворение, посмотреть на одну прекрасную картину и, если получится, послушать мудрое изречение).
В романе есть хорошие стихотворения, на которые написаны прекрасные песни. Картину поможет нарисовать воображение, а мудрых изречений здесь достаточно. Думаю, всё это стоит того, чтобы хотя бы заглянуть под обложку романа.
По описанию книга очень интересная должна быть. И вправду, почему только Фауст и Вертер известны? К слову, я тоже кроме этих двух ничего и не знала больше
@lerochka, ну это и правда такая классика, что не каждому посоветуешь. А у Гёте в принципе мало прозаических произведений. Ещё "Годы странствий Вильгельма Мейстера" и "Избирательное сродство". Всё.
И я у Гете знаю только Фауста и Вертера. Нравятся обе, вторая даже больше, наверное. И при этом я был и в его доме во Франкфурте, в музее в Дюссельдорфе. И как-то не задумывался, что есть и другие книги, стоящие внимания...
Спасибо, полезная тема на подумать-полистать аннотации.
Wunderbar!
Спасибо, что напомнила про Гёте и донесла людям, что автор не только Фауст или даже Вертер. И что рассмотрела произведение не только как роман воспитания.
Стыдно признаваться, но даже Фауста до сих пор не осилила. По кусочкам продираюсь через рифму. Эта книга в прозе? Может стоит с нее начать?)
@tanyhtel, в прозе.
@lanalana, Спасибо
@tanyhtel, то же самое оттолкнуло в свое время и от "Фауста", и от автора. И та же мысль посетила после прочтения рецензии, почему бы и не начать?
Неужели и его в оригинале читала? Успокой меня, что роман размером не с анатомический атлас и для средних умов вполне доступен.
@natalya.s.alex, совсем тебя успокоить не могу. В этот раз немного филонила и в оригинале читала примерно половину, потом на русский перешла, боялась не успеть. А объём около 500 стр.
А язык у Гёте мне кажется очень простым.
И с Фаустом незнакома, да и от Гете довольно далека. А по рецензии думаю, что очень понравится. Добавила в хотелки, спасибо!
Всегда складывалось впечатление, что Гёте как раз таки романтик. Но по мере чтения рецензии, поняла, что в основном мое мнение стереотипное. Спасибо за уточнение, что нужно читать с оглядкой на время, ибо мне попадались книги (да тот же Ницше), которые тяжело воспринимать без временного контекста. А с ним все меняется,
@kupalinka, а он разный. В "Вертере" - романтик. Но люди меняются и с возрастом Гёте стал более рациональным. "Вильгельм" начинается как романтическое произведение, в нём много признаков романтизма, но финалом Гёте как раз показывает своё истинное отношение. За финал его, кстати, и невзлюбили читатели, жаждущие "романтического" окончания романа. Очень хорошо показано, что романтические чувства присущи молодым людям, а с возрастом они остепеняются.
Слушай, а что бы ты у Гете посоветовала прочитать? я кроме Фауста таки ничего и не читала)
@chupacabra, ну, у него собственно не так много произведений. "Страдания юного Вертера" я не очень люблю. Для меня там слишком много страданий ради страданий. Дилогия о Вильгельме Майстере мне нравится, но это всё-таки не каждому придётся по душе. Ещё есть "Избирательное сродство", но я его не читала) Мне нравится " Поэзия и правда", автобиографическое произведение о детских и юношеских годах. Ещё нравится "Итальянское путешествие", но это такая сборная солянка из впечатлений, историй из жизни, философских мыслей, литературных набросков. У меня в издании ещё и рисунки Гёте есть. Но это тоже не всем интересно.
Вообще Гёте мне кажется таким специфическим, что не каждому посоветуешь.