Рецензия на книгу День триффидов от Daniloan

Постапокалипсис, наконец-то ХОРОШИЙ качественный роман на эту тему. Здесь не будет акцента на «самом интересном», когда рушатся здания, всё уничтожает громадный годзилла, сотни тысяч людей проваливаются под землю вместе с асфальтом, а что было дальше – тут уж дорогой читатель ты сам думай. Не будет здесь также долгого обмусоливания возможной катастрофы, которая будет маячить неясным облаком большую часть повествования, затем наконец разразится на последних страницах, а тааам... Снова дорогой читатель твоя забота. Что было дальше? Может все умерли. А может и все выжили.
Нееет, Уиндэм начал с конца. То есть, катастрофа уже произошла. В один прекрасный день Билл проснулся в больнице после операции и к нему никто не пришёл. Не то, чтобы мама с апельсинами, а вообще никто. Даже медсестра с уколами. Оказалось, что прошлым вечером все насмотрелись на падающие кометы и потеряли зрение. Крутая закрутка постапокалипсиса! Зачем убивать население неведомыми газами или радиацией, лишите людей главного органа чувств – зрения, и смотрите, как они самоуничтожаются. Прочитав первые несколько десятков страниц (это всё, что вы получите непосредственно о самом дне апокалипсиса) я, признаюсь, начала забег по всем друзьям и знакомым с единственным вопросом: «А что бы ты делал, если бы все вдруг разом ослепли?». Ответы я получила самые удручающие. Поголовное большинство заявило, что они сиганули бы с крыши или приняли яд (огнестрел сослепу никто не осмелился выбрать). Лишь малый процент опрошенных показал готовность учиться языку слепых и адаптироваться к новой реальности! Это хорошо показывает, насколько мы избалованы, друзья мои. И насколько кошмар, описываемый Уиндэмом, соотносим с реальностью.
Мне практически не к чему придраться в этой книге. Всё, что только можно желать от хорошего постапокалиптического романа, здесь есть.
1. Грамотный обоснуй катастрофы. Нас вначале окунают в сегодняшний день, чтобы мы глотнули хорошенько пи***** хмммм немедленных последствий апокалипсиса, а затем отправляют в прошлое, где подробно нагружают ответами на как, почему, какого лешего. Прямо или косвенно произошедшее оказывается связано с кровожадными прямоходящими растениями, которых развели (где бы вы думали? :D) для выработки супер крутого масла, своими характеристиками много превосходящего все существующие рыбии жиры. Много ходило дискуссий о том, обладают ли эти растений интеллектом, способны ли к коммуникации и обучению (сюжет показывает, что очевидно способны). Тем не менее никто не воспринимал подобные толки всерьёз. Пока не случился день Х. Причём в лицо вам не бросят секретное послание некого профессора, который предсказывает грядущие события, но дадут СТОЛЬКО намёков, что ответ и так будет ясен.
2. Акцент на происходящем ПОСЛЕ кризиса. Показательная выборка из различных вариаций на тему того, как люди справляются с крушением существующей цивилизации. Появление организаций религиозного типа, в которых люди цепляются за старые порядки и находят утешение в ностальгии по ушедшим временам. Организации нового типа, радикально готовые отринуть старое и начать построение общества с нуля. Есть даже примеры военной диктатуры и феодально-крепостнического строя (на этом месте я не удержалась от апплодисментов). Поднимается вопрос о пересмотре морали как таковой. Что более морально: помогать всем страждущим и отправлять всех уцелевших зрячих на помощь тысячам слепых (причём помощь наподобие «сунуть в руки рыбку, а не научить управляться с удочкой»), либо обречь их на смерть, сконцентрировавшись на укреплении остатков дееспособной части населения с целью сохранения человечества как вида? Хороший вопрос, очень хороший. И ответ неоднозначный. Логика говорит одно, а сердце твердит иное. И автор показывает эти метания на примере главных и второстепенных персонажей (обратите внимание на Коукера).
3. Личное переживание случившегося. Главный герой вам много хлеба не даст, он вообще какой-то никакой, но я думаю, в этом и была задумка автора. Билл является своеобразным увеличительным стеклом, через которое мы смотрим на окружающих его людей. Сам он почти не испытывает сильных эмоций, ему некого любить и не по кому горевать, и это важно для сюжета, чтобы нас не заливало страданиями рассказчика, когда вокруг происходит столько всего ещё более ужасного. Просто грех было бы концентрироваться на безвозвратно утраченной тётушке/ однокласснице/ любимой собаке и тд. когда тысячи трупов гниют на улицах, слепые начинают охоту за зрячими, а маленьким детям сносят головы кровожадные кусты. Зато каждый из второстепенных героев так или иначе раскроет перед ним душу, не спрашивая совета или помощи, но с горькой целью выговориться и иной раз попрощаться. Только раз я ощутила сопереживание непосредственно к гг, когда он оказался в полном одиночестве в машине, окруженной враждебными растениями, с ограниченным запасом ресурсов, направляясь туда, незнамо куда, и размышлял об этом жутком, давящем страхе, с которым мы, социальные существа, расплодившиеся миллионами и миллиардами по всему миру, не сталкивались уже несколько веков. Остаться совсем одному. Это ли не значит по-настоящему ослепнуть? Кто-то (Кто?) сказал: «Мы видим себя лишь в отражении глаз другого». Остаться последним из рода человеческого – это и есть настоящая смерть, конец всего.
4. Любовная линия есть, но она не отвлекает от основного сюжета. И она очень практична, без романтичных соплей, которые смотрелись бы дико на фоне обломков мира, который нужно срочно спасать, а не держаться за ручки. Для любителей романтики, однако, автор тоже добавил пару сцен, маленьких, но достаточно мимимишных. Всем угодил в итоге.
Писать рецензии к книгам, которые тебе нравятся – дело неблагодарное. Что можно ещё добавить? Книга достойнейшний представитель своего жанра. Если бы у меня был личный рейтинг постапокалипсиса, «День триффидов» разделил бы золото с «Противостояние» Стивена Кинга. За что же я зажала один балл рейтинга? Хотелось бы ЕЩЁ, да-а многие мои вопросы остались неотвеченными. Что будет с героями на новом месте после переселения? Какими вырастут дети нового мира? Кто уцелел в других странах? Как растения провернули трюк с комметами? (И нет ли у них коварного союзника?) Что за болезнь скосила всех городских жителей? Почему зрячие не заражались? и тд.. И да, это цикл, так что ответы вы можете получить в продолжении «Ночь триффидов». Однако, эта книга написана уже другим автором и отзывы там такие себе. Словом, я пожалуй не стану рисковать.
Читать во время пандемии я всё же не советую. Может стать довольно грустно и жалко одинокого себя. А в остальное время – рекоммендую. Сразу начнёшь задавать себе вопросы в духе: а что я вообще умею делать полезного? И будет ли это всё ещё полезным в случае катастрофы? Что из вещей, которыми я обладаю, мне действительно нужно, а от чего я могу отказаться?
#буклайв_работа (прочтите первую книгу из любого цикла)
Насчёт слепоты есть ещё роман Сарамаго, который так и называется "Слепота". Завязка та же, но между тихим, минорным ужасом Уиндема и сухим, циничным ужасом Сарамаго разница очень большая...
ого, это цикл? не знала
@masyama, описание заинтриговало, добавлю в хотелки! но там всё сухой реализм? никаких тебе крутых советских растений?)
@loki, цикл - это очень грубо сказано. всё же продолжение написано совсем другим человеком. Фанфик короче. Но мне под задание подошло и ладно) очень уж хотелось чего-то постапокалиптического
@Daniloan, почти реализм. Или, как могли бы сказать фотографы, "перешарпленный" реализм... :) Думаю, там всё же есть элемент гротеска.
Ой. Это редкая книга из постапокалипсиса, которая прям вау как мне зашла. Очень интересно написано. И рецензия тоже :)