Рецензия на книгу Странник по звездам, или Смирительная рубашка от lanalana
Вначале меня удивило то, что книга написана Джеком Лондоном. Не ожидала от него чего-то фантастического, но позднее стало понятно, что фантастический элемент служит для описание привычных Лондону вещей - приключений в разные эпохи и критики современного ему общества.
Немного о сюжете: профессор агрономии Дэррел Стэндиг в порыве "багрового гнева" совершает убийство и попадает в тюрьму. Во время заключения он, теперь уж совсем безвинно, оказывается в одиночной камере, а после приговаривается к виселице.
Находясь в тюрьме, Дэррел подвергается избиениям и пыткам, самая страшная из которых - "смирительная рубашка". Несчастного облачают в неё, затягивают что есть силы, и оставляют лежать на полу в течение нескольких часов. Кто-то сходит с ума, кто-то умирает. Дэррел практикует "малую смерть", когда тело на время умирает, а дух отправляется в прошлое и заново переживает фрагменты прошлых жизней.
В книге много тем, и теме самих путешествий в прошлое отведено едва ли не последнее место.
1. Первая и главная - бесчеловечность тюремной системы.
Жестокие пытки, побои, недоверие. И всё это в начале двадцатого века! Ужасы тюрьмы описаны с дотошной натуралистичностью. Простые люди даже не подозревают о подобных зверствах, совершающихся на их налоги. Руководство тюрьмы не позволит порочащим сведениям просочиться наружу, а если сенатская комиссия всё узнает, то ничего страшного. Никому не нужны скандалы и разбирательства из-за заключённых. Тюрьма тесно связана с государством и по тому, что в ней происходит, можно судить и о государстве в целом. Лондон не верил в тюремную реформу. Тюрьма - лишь следствие, причина в другом. Автор не говорит напрямую, но могу предположить, что причину он видит в общем упадке нравственности в обществе.
При этом заключённые описываются таким образом, что создаётся впечатление, что тюрьмы полны невиновных.
2. Смертная казнь.
Также как о тюрьме в целом в книге много внимания уделено смертной казни. Лондон против неё. Дэррел говорит о лицемерии, царящем в обществе: заповедь "не убий" пропагандируется повсюду, а заключённых до сих пор вешают даже за небольшие проступки. Для Дэррела (как и для Лондона) смертная казнь - дикость. В прежние времена тоже убивали, но делали это не столь лицемерно, а нынче собирают репортёров, чтобы осветить это грязное дело.
3. Мораль и падение нравов.
Здесь я немного посмеялась над наивностью автора, несмотря на то, что тема-то серьёзная. Уж сколько поколений твердят, что раньше и трава была зеленее и люди чище и добрей. Лондон туда же. Он слегка противоречит себе и утверждает сначала, что много тысяч лет назад отношения между людьми были справедливей, позднее признаёт, что «человек как индивид не сделал нравственного прогресса за последние десять тысяч лет» и мораль - это всего лишь тонкий слой лака. Потри его и обнаружишь самого настоящего дикаря.
4. Размышления о том, кто такой человек.
С самого раннего детства Дэррел помнил свои предыдущие жизни. Но постепенно они стёрлись из его памяти, и лишь путешествия духа в прошлое смогли их воскресить. Герой приходит к выводу, что человек - лишь дух, появившийся тогда, когда самих людей и не существовало вовсе, лишь жалкое одноклеточное существо барахталось в жиже, в которой возникла жизнь. Тело - лишь оболочка. Оно разрушается, дух живёт вечно. Он неизменен, меняются лишь сосуды. У каждого за плечами длинная цепочка перерождений, но большинство их не помнит. Лишь в детстве они мелькают в сознании, пока наконец совсем не погаснут.
Сам Дэррел побывал американским мальчиком-переселенцем, французским средневековым графом, отшельником, робинзоном на острове, римским легионером в Иудее, английским путешественником и др.
5. Женщины.
Интересно, что во всех своих воплощениях герой - мужчина. Любопытно звучит его фраза о том, что "история человека - это история любви к женщине". Как будто женщина не человек. Так или иначе рассуждениям о женщинах уделено много времени. Всё происходящее в жизнях героя происходило из-за женщин. Он знает цену женщин, их слабости, но каждый раз ведётся на них, потому что биологическое в нём сильнее разумного. Женщина, по его мнению, венец всего сущего, хотя в его случае она почти всегда вела его к гибели. Здесь женщина лишь инструмент, то, ради чего и живёт мужчина. Есть ли у неё самой предназначение вне связи с мужским обществом не ясно.
Книга несомненно с глубоким смыслом, хорошо написанная, местами захватывающая, но я её не оценила. И вот почему.
1. Многословие.
Говорят, что это беда всей классической литературы. Но и оно может быть разным. Одно дело, когда много разнообразных описаний. Другое, как в этом случае, повторение одних и тех же фраз и действий, одними и теми словами. Своё имя и то, за что угодил в тюрьму, герой повторяет огромное количество раз. Точно так же повторяет описания ежедневных действий.
2. Многие вещи автор не объясняет.
К примеру, герой пишет о том, что раздобыл несколько игл. И тут же добавляет, что не скажет, как он их добыл, потому что неважно. Но скорее всего автор просто не мог придумать, откуда у сидящего под строгим надзором в карцере заключённого появились эти вещи.
В рассказах о прошлых жизнях также часто пишется, что случилось много интересного, но я об этом не расскажу. Я очутился на острове, но как не скажу. Возникает ощущение недостоверности и дыр в сюжете.
3. Я не люблю открытого морализаторства в книгах. Когда патетически начинают вещать о зле, происходящем в мире, сразу вспоминается школа. Всё-таки принцип "показывай, а не рассказывай" лучше. Рвотного рефлекса не вызывает и подсознательно закладывает в головы те же самые мысли. У Лондона слишком много таких патетических вещей, а все люди у него чётко делятся на плохих и хороших.
4. Я просто не согласна с большинством мыслей автора. Мне бы хотелось с ним поспорить и о смертной казни, к которому меня двойственное отношение и о роли женщин в жизни "человека" и о падении нравов. К сожалению, это уже невозможно.
У вас очень подробная рецензия, только теперь не могу понять, хочется мне читать эту книгу или нет
Ох, я не всегда слежу за логикой произведения, но если мне приспичит что-то знать, а автор не объяснил или сказал, что это неважно...(И я надеюсь все же, что женщина - это человек:) ).
Правда, по сюжету и не скажешь, что Лондон писал.
@rina_rot, вот если бы он не говорил, что неважно, я бы и внимания не обратила) На самом деле Лондон очень узнаваем, похоже на его Люди бездны и приключенческий рассказы в тех частях, в которых говорится о путешествиях в прошлое.
О как про женщин расписал)) то ли венец всего сущего, то ли причина всех бед) Даже не подумала бы, что писал Джек Лондон, если бы не упоминание) мне доводилось читать совершенно другие его книги. Хотя, возможно, писателя можно узнать по слогу.
Мне так про "роль женщин в жизни человека" понравилось, я прям улыбнулась))) Действительно, многие мысли выглядят спорно. Так еще и Джек Лондон. Вообще в одно не укладывается...
Вот сколько всего у него читала и мне очень даже нравилось, но эту книгу обошла стороной — подумала, что она слишком уж отличается от его привычного стиля. Книга показалась мне какой-то странной и я решила не рисковать)
А теперь, после настолько подробной рецензии, где столько всего разложено по полочкам, начинаю думать, что не зря прошла мимо книги. Думаю, что тоже буду плеваться из-за чересчур явного расхождения во мнениях с автором. А ещё меня жутко бесит, когда автор пытается навязать свою мысль или убедить читателя в чём-то.
Я почему-то Лондона недолюбливаю. Вроде и читается хорошо, и темы нормальные поднимает, но что-то не так.
Да, меня тоже удивило, когда я у Лондона прочла антиутопию Железная пята . Мне кажется, автору были интересны процессы, происходящие в обществе, и он их рассматривал с разных позиций.
Повеселила... "история человека - это история любви к женщине". Теперь буду до ночи напевать "Человек собаке друг.."))
По описанию очень интересно, но зная Лондона он очень многословен и иногда, даже часто не по делу. Как понял, и тут также. Читать наверное не буду, хочется узнать, есть ли конец, или он завуалирован? Хотя рецензия очень заинтересовала, особенно тюремное заключение.
@Dufrein, многословен, не то слово) Конец есть и он с самого начала ясен, без неожиданностей.
По поводу пятой темы, которую вы выделили - как же верно Вы её подметили!
Я ещё во время прочтения его второго или третьего воплощения задалась вопросом: "Так, ну а когда же будет женщина?". Всё-таки странно при постоянном напоминании о том, что материя - это величайшая иллюзия, а дух бессмертен и только он на самом деле важен, показывать, что во всех перерождениях наш герой был мужчиной. По этой логике дух всегда имеет определенный пол?
И пока Я терялась в догадках что же именно автор хотел донести до нас подобным выстраиванием сюжета, дошла до этого злосчастного рассуждения о женщинах :D
Тут и выясняется, что надеяться не на что, женщины у нас вообще на звёзды не смотрят, они у нас ближе к земле (*Наташа Ростова вошла в чат*)... Честно, не ожидала и была разочарована :\\
Вообще весь этот кусок, по-моему, противоречит всем идеям книги.
Мне кажется момент с перерождением намного правдоподобнее показан в книге Ричарда Мэтисона "Куда приводят мечты". Там, на примере родства душ главных героев, нам показывают, что в одном воплощении они были сёстрами, а в другом уже мужем и женой.