Рецензия на книгу Степной волк от lanalana

В 1903 году Герман Гессе написал небольшой рассказ «Волк» про ледяную зиму во французских горах, про умирающих от голода волков и про то, как один из них был убит крестьянами. Рассказ невозможно читать без слёз. Спустя двадцать пять лет Гессе закончит роман про одинокого, непонятого никем и гонимого всеми человека, который сам назовёт себя степным волком, забредшим к людям и не получающим от них тепла.
Первым порывом во время чтения было желание обнять и пожалеть этого пятидесятилетнего неприкаянного мужчину. Позднее пришло чувство сопричастности, захотелось кричать: «Мы с тобой одной крови! Я тоже, тоже люблю вещи, которые мало кто понимает! Я тоже степной волк!» Потом возникает мысль, что не так уж мы и похожи, что несчастье Гарри Галлера (так зовут нашего волка) состоит не только в неприятии его людьми. Всё гораздо сложней. Но обо всём по порядку.
Он явился в дом, принюхиваясь как дикий зверь. Ему понравился запах чистоты, уюта и того стабильного спокойного мещанства, которое порой принято ругать. Галлера притягивает спокойная размеренная жизнь, но, к сожалению, его натура такова, что он не может жить так всегда. Галлер снимает у хозяйки две комнаты и заполняет их книгами. Нелюдимый, мрачный он тем не менее очаровывает хозяйку и вызывает настороженность у её племянника. Через некоторое время Галлер съезжает, оставив после себя рукопись со своими заметками. Часть из них совершенно нереальна, но это не значит, что описанное всего лишь фантазии больного человека. Просто реальные события, причудливо искажаясь в сознании Галлера предстают перед нами в виде мистического опыта и глубокого самоанализа.
Гессе писал свой роман в зыбкий период между двумя мировыми войнами, в тот момент, когда сам переживал духовный кризис. Роман — попытка понять свою жизнь, объяснить её, найти душевное равновесие и продолжать жить дальше. В образе Галлера воплотился не только характер самого писателя, но и всего поколения, застывшего на перепутье. Галлер, интеллектуально одарённый человек, разрывается между неприятием законов стада обывательского общества и тягой к его разрушительным идеалам. Только взглянув внутрь себя, разобравшись с собой, он попытается прийти к гармонии.
Если говорить о моём личном восприятии героя, то оно немного другое. Если бы я могла сказать ему пару слов, то это было бы: «Не заморачивайся». Да, вот так, по-простому. «Не забивай голову тем, что выеденного яйца не стоит. В самом деле можно сегодня слушать Моцарта и воспарять с ним в небеса, а завтра танцевать под современную музыку. Подобная двойственность не сделает из тебя плохого человека. Зачем презирать новое, любимое всеми (что за удивительное слово «все». Ты всех опрашивал об их интересах, чтобы понять, что они любят?) Понимаю, что тебе порой глубоко противна массовая культура, но всегда можно найти то, что нравится конкретно тебе. А тот профессор, к которому ты ходил в гости? Вы бы могли подружиться. Знаю-знаю, тебе ненавистны его верноподданические мысли и портрет Гёте тебя не устроил. Слишком румяный и жизнерадостный. Не стану говорить про Гёте, с портретом полная глупость, можно и не обращать внимания. Но ведь есть люди подобные тебе, пусть даже с другим взглядом на жизнь. А считать себя одного чем-то особенным — слишком эгоистично. Современная жизнь кажется тебе лживой и пошлой? На самом деле она многогранна, а страдать из-за того, что ты сам изменить не в силах — пустое дело да и мучительное к тому же».
Он, впрочем, и сам разберётся, забредёт в магический театр, где проникнет в глубины своей души, подвергнет себя глубокому психоанализу и быть может, примирится с собой.
P.S.: Гессе активно изучал работы по психоанализу и эту книгу можно рассмотреть с точки зрения аналитической психологии Юнга. Для человека, хорошо знающего его труды, чтение покажется более глубоким. А мне в этот раз совсем не хотелось погружаться в дебри самопознания.
Я когда читала книгу, я будто по спирали двигалась или даже, не могу объяснить, слой за слоем проходила: ему здесь нравится, но умом не хочется находиться, или вот прекрасная в отличие от современной культуры классическая, но была ли вообще она всегда таковой (прекрасно)? и т.п. Вот он загонялся:)
@rina_rot, это как раз тот случай, когда мне хотелось сказать "Будь проще!" Понятно, что человеку трудно себя переделать, но всё-таки нужно стараться быть менее принципиальным в некоторых вещах. А сам факт любви к классическому искусству не делает человека лучше.
Так давно приглядываюсь к этой книге и всё никак не решусь. То настроение не то, то обстоятельства не располагают...