Рецензия на книгу Десять величайших романов человечества от kefirtchik
Учитывая, что Моэм написал статьи, собранные в этой книге на заказ, есть ощущение, что он местами изрядно халтурил. Если бы я не знал, что это написал старина Сом, то я бы подумал, что это сделал бесталанный дилетант. Несмотря на это, статьи имеют достаточно интересные и парадоксальные мысли о жизни и творчестве писателей. Ну и справедливости ради, если вы не прожженный филолог или литературовед — вы можете узнать новые факты и даже получить свежий и нетривиальный взгляд на жизнь известных писателей.
Каждая статья начинается из большого (как правило, это большая часть статьи) биографического очерка о писателе, в котором обязательно будет упомянуто о половой жизни (или о ее отсутствии) у писателей. Скандалы, интриги, расследования. Далее идет разговор о главной книге в жизни автора. Тут в дело уже вступает талант Моэма и читать местами действительно интересно.
Еще один важный момент. Моэм в начале сборника говорит о том, что не существует 10 главных книг. Это утопический список. Более того, многие книги из списка скучны и их нужно правильно читать (спойлер — пропускать ненужное). Соответственно, это просто список из 10 книг, которые интересные для самого старины Сома.
Наконец, с вашего позволения, я просто в краткой форме постараюсь резюмировать и донести до вас интересные и часто противоречивые, на мой взгляд, мысли и биографические факты, о которых упоминал Сомерсет Моэм. А вы уже делайте вывод, читать или потратить свою жизнь на что-то более интересное. Поехали!
Война и мир. Толстой.
Читатель должен получать от романа удовольствие.
Мудрый читатель получит огромное удовольствие от чтения этих книг (которые упомянуты в сборнике), если он обладает полезным навыком пропускать лишнее.
Нет десяти лучших романов.
Война и мир — величайший роман, но Бальзак — величайший романист.
Наташа Ростова — самый пленительный образ юной девушки в литературе.
Эпилог — великолепная находка, где счастливый конец — глубоко трагичен.
Оноре де Бальзак.
Бальзак — первый романист, обративший внимание на влияние, какое экономика оказывает на жизнь каждого человека.
В романах Бальзака герои одержимы мыслью о деньгах.
Желая заставить всех поверить в свое дворянское происхождение, писатель поставил перед фамилией частицу де.
Бальзак — первый писатель, выбравший для действия романа пансион(Отец Горио).
У Бальзака вульгарная проза. Он писал плохо.
Бальзак почти всю жизнь жил в долгах. Он любил роскошь.
Генри Филдинг. История Тома Джонса, найденыша.
Филдинг впервые в английской литературе описал обычного человека.
У «Тома Джонса» отличная композиция, отдельные эпизоды следуют один за другим с большой изобретательностью.
Джейн Остин. Гордость и предубеждение.
У Джейн Остен было изумительное чувство юмора.
Джейн Остен продала права на роман Гордость и предубеждение за 10 фунтов.
Во всех книгах Остен пишет об одном и том же, и персонажи ее однообразны.
Остен писала о том, что знала: о провинциальном обществе, при этом она никогда не пыталась воспроизвести беседу двух мужчин, находящихся вне женского общества, ведь она там никогда не присутствовала.
У Остен не было особенного дара придумывать необычные ситуации.
Остен любила Элизабет больше всех своих героинь.
Величайшее достоинство романа «Гордость и предубеждение» - роман читается с большим удовольствием и легкостью.
Стендаль.
Слава Стендаля зиждется на одном отрывке из эссе «о любви» и на двух романах Пармская обитель и Красное и черное.
В герои романов Стендаль чаще выбирал себя.
Стендалю не везло с женщинами, он был некрасив и робок.
Цель Стендаля — передать то, что он хочет сказать, как можно проще и точнее, без всяких ненужных излишеств.
Красное и черное — один из самых замечательных романов человечества.
Эмили Бронте. Грозовой перевал.
Грозовой перевал — очень плохая книга и одновременно превосходная. Безобразная и полная красоты. Ужасная, мучительная, страстная книга.
ГП — подавленные яркие страсти Эмили Бронте.
Дикая, необузданная и страстная Кэтрин Эрншо — это Эмили Бронте, и Хитклиф, тоже она.
Я не знаю другого романа, где боль, экстаз, жестокость, одержимость любовью были бы так великолепно описаны.
У Эмили Бронте есть то, чего мало у других романистов — энергия.
Гюстав Флобер. Госпожа Бовари.
Флобер — родоначальник современного реалистического романа и прямо или косвенно повлиял на всех последующих прозаиков.
Цель жизни Флобера — писательский труда.
Флобер страдал эпилепсией.
Флобер говорил: «Госпожа Бовари — это я».
Автора и издателя «Госпожи Бовари» преследовали в судебном порядке, сочтя книгу аморальной.
Композиция у романа безукоризненная.
Флобер разделял максиму Бюффона: чтобы хорошо писать, надо в то же время хорошо себя чувствовать, хорошо думать и хорошо говорить.
В одном из писем Флобер писал: «Понедельник и вторник ушли на написание двух строк».
Чарльз Диккенс. Дэвид Копперфильд.
Диккенс в детстве работал на фабрике по изготовлению ваксы.
Адвокаты и клерки из юридических контор получались в романах Диккенса наиболее достоверными в противовес представителям верхов общества, священников и врачей.
Диккенс поддерживал отца и всю его семью, которые продолжали тянуть из него деньги.
Диккенса принимали в Америке с таким почетом, как ни одну знаменитость ни до ни после.
Дэвид Копперфильд — автобиографический роман.
Диккенс писал: «Эту книгу я люблю больше всех остальных; как у многих нежных родителей, у меня есть любимый ребенок, его зовут Дэвид Копперфильд».
Диккенс ушел от жены и переехал к любовнице, актрисе Эллен Тернер.
Федор Достоевский. Братья Карамазовы.
Отца Достоевского убили его же крепостные.
Достоевский был неисправимый мот и всю жизнь жил в долгах.
Достоевского за участие в социальной кружке хотел расстрелять, но в последний момент наказание заменили ссылкой в Сибирь.
Достоевский был эпилептиком.
Достоевский был славянофилом и видел в России спасительницу мира.
В романе «Игрок», не лучшая вещь Достоевского, в героине «Полине Александровне» Угадывается Полина Суслова; этот образ предвосхищает тип женщины, в которой любовь соединена с ненавистью, - он будет подробно разработан в поздних романах.
Достоевский плохо знал народ, с которым (а не с интеллигенцией) связывал надежды на возрождение России, и мало сочувствовал его тяжелой и горькой жизни.
Достоевский создал Алешу (Братья Карамазовы) — возможно, самый пленительный, нежный и благородный образ в мировой литературе.
Герои Достоевского — персонификации страстей — гордыни, похоти, сладострастия, ненависти. Его персонажи не взяты из жизни и не доведены талантом автора до более значительного уровня, чем их прототипы; они эманация страдающей, искаженной, больной души писателя.
Достоевский великий романист, но слабый художник.
Братья Карамазовы страдают многословием, и Достоевский об этом знал.
У Достоевского потрясающий дар драматизировать ситуацию.
Герман Мелвил. Моби Дик.
Старший сын Мелвила застрелился у себя в комнате. Так осталось и неизвестным, сознательно он это сделал или это была случайность.
Мелвил обладал изумительным чувством ритма, и его предложения, какими бы длинными они ни были, прекрасно уравновешены.
В целом список достойный. Кроме последнего пункта.
И автор прав - 10 это несомненно слишком маленькое число.
@neveroff, думаю, Моби Дик тоже выдающаяся литература, но только читать ее надо, что ли, по-особенному, по-американски. Давно слушал лекцию Жаринова по этому роману, будучи не читав сам роман - потрясающе раскрыл суть произведения. Для американцев знаковая вещь, мне кажется.
@kefirtchik, о, интересно, спасибо. Записал себе про лекцию. Если надумаю все же оценить полноценно (а такая мысль приходит относительно регулярно), то посмотрю сначала, что Жданов говорит. Может эффектнее пойдет.
@neveroff, Жданов это тоже какой-то лектор литературовед?)
@kefirtchik, нет, это мой смартфон знает Жданова и на отрез отказывается публиковать фамилию Жаринов.))