Рецензия на книгу Чай из трилистника от beshenaia
#буклайв_дом_10
#сказочные_ленивцы (Тема 6: Книга про попаданца/попаданку.)
#подземелье_дракона
Люблю, когда в основе книги лежит какая-то классная, неординарная задумка, будь то желание обыграть какой-то общеизвестный исторический факт с новой стороны, подробнее рассказать о каком-то шедевре или просто перемешать реальность с фантазией настолько, что невозможно разобрать ту черту, где заканчивается правда и начинается вымысел. В этой истории было всё. Так почему же она не вызвала у меня ничего, кроме искреннего недоумения? Попробуем разобраться.
Самое очевидное, что заложено в основу этой книги и просто плавает на поверхности – это одна хорошо известная картина Яна ван Эйка "Двойной портрет Арнольфини". (Ну, это та, где и мужчина, и женщина сильно похожи на Владимира Путина.) И в повествовании она очень классно обыгрывается. Автор рассказывает и о художнике, и об истории создании картины, в подробностях описывает отдельные элементы, изображённые на полотне, много говорит о красках и цветах... Кстати, краски и цвета – вообще отдельная тема. Их названия стали именами каждой главы. И это производит такой эффект, словно перед тобой не книга, а самая настоящая палитра историй. И это было действительно здорово.
Идём дальше. История. Её здесь было много, даже очень много. И это я говорю при всей моей любви к истории. Почему? Да очень просто. Один исторический факт обращался к другому, то в свою очередь – к следующему, и так далее, до тех пор, пока вся эта цепочка не сворачивалась обратно к тому простому событию, с которого всё начиналось, но который уже давно был забыт и потерян в этом хитросплетении фактов и имён. Почему-то меня терзают тяжкие сомнения, что именно такого эффекта и добивался автор. И потом... Все эти исторические события носили ярко выраженный религиозный характер. Примерно так: сегодня такое-то число. Это день поминовения такого-то святого, он жил так-то, был убит так-то, а теперь почитается и покровительствует тем-то. И так много-много (очень много) раз.
Честно признаюсь, мне это было очень странно читать. Ведь всё это звучало из уст ребёнка (почти современного!!!). Откуда он всё это мог знать? Да и потом, истории христианских мучеников такие, что там порой и пометки «18+» маловато будет. Здесь мне даже вспомнилась книга Я знаю тайну из серии про Риццоли и Айлз, где каждая жертва была убита точно так же, как и её небесный покровитель. Вырванные глаза, тело, пронзённое стрелами, погребение заживо... Милыми детскими сказками на ночь это точно не назовёшь.
И, наконец, главное – переплетение мира фантазий и мира иллюзий. Как бы это странно не звучало, их было одновременно слишком мало и слишком много. Много потому, что читателю рассказывается сразу несколько историй о перемещении людей во времени, пространстве, между миром реальным и миром, созданным человеческим гением (герои перемещаются в картину)... Разнообразие это, может, и приятное, вот только о каждом из этих событий было упомянуто скорее вскользь и рассказано до обидного мало. Одни лишь голые факты, скупые выдержки и больше ничего. Ни чувств, ни эмоций, ни толковых объяснений...
Хотя нет. Объяснение было и плавало оно на самой поверхности, а точнее в названии книги. Да, да. Всему виной тот самый чай из трилистника, который помогает вкусившему его увидеть все грани этого мира и даже переступить через них. Объяснение простое и даже элегантное, но, как по мне, совершенно скучное, и к тому же превращающее всё рассказанное в книге в самый обыкновенный наркотический бред.
Вот так и получилось в итоге, что хорошие по отдельности начинания вместе превратились в что-то странное и невразумительное. И я вряд ли бы что-то потеряла, если бы так и не испила этого чая из трилистника.
P.S.: Справедливости ради, хочу отметить, что меня не покидают сомнения, что книга очень сильно пострадала по вине переводчика. На эту мысль меня натолкнул один комментарий. Когда автор рассказывал о часах со стрелками, подсвеченными радием, приводилась сноска о том, что радиоактивный металл радий в качестве фосфоресцирующего состава не применяется. Ребят, вы серьёзно? И как после этого мне верить всему остальному...