Рецензия на книгу Портрет миссис Шарбук от neveroff
В этой книге есть все, чтобы мне понравиться: интересная детективная линия, загадочность героини, немного готичности, ненавязчивое приобретение новых знаний (в данном случае о живописи и художниках), атмосфера реального, но украшенного воображением, Нью-Йорка девятнадцатого века и знакомое, с положительной стороны, имя автора.
Возможно, моя рецензия будет похожа на расширенный вариант аннотации, но сегодня мне хочется именно так.
Итак, популярный американский живописец средних лет с не дюжим талантом растрачивает оный на написание "неправильных" портретов жен нуворишей. Кстати, в очередной раз ловлю себя на мысли, что настоящий художник (в широком смысле, имею в виду все творческие профессии), работающий исключительно по принципу "я так вижу" - это или нищий, или сын миллионера. Иначе рано или поздно девиз "клиент всегда прав" даст о себе знать. Ну вот, Пьеро Пьямбо лезет на потолок от замкнутого цикла деньги-работа-деньги и на том потолке обнаруживает совершенно сумасшедшее - как в финансовом, так и творческом смысле - предложение: ему предлагают создать портрет дамы, слыша только голос натурщицы. Он может задавать любые вопросы, кроме тех, которые связаны с ее внешностью. Впрочем, я не понимаю этого ограничения: все равно миссис Шарбук рассказывала только то, что хотела. Толку от списка вопросов, которые подготовил художник? С первого же сеанса дамочка превратилась в Шахрезаду и порционно делилась своими детством и юностью. Что интересно для читателя: ее воспоминания немножко переплетаются с детскими сказками, например, "Лампой Аладдина" или "Красной Шапочкой". Что интересно для художника: детали рассказов начинают выплывать в его реальной жизни, причем в не самой респектабельной форме.
Кого мне напомнила миссис Шарбук больше всего - так это Виду Винтер из книги Тринадцатая сказка, но не ту, которую видим мы, читая книжку, а ту, какой она была давая интервью любопытным журналистам. Хотя госпожа Шарбук и не врунья, но что-то такое проскакивало, похожее.
Очень понравилось как Джеффри Форд обыграл постулаты "Воздастся по делам твоим" и "Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой". За много лет назад совершенное предательство человек расплачивается предательством против него. Жажда свободы оборачивается позой "рыбка на крючке". Погружение в чужую жизнь превращается в потерю близких людей. Жертвенность становится прощением, а упорство - успехом. И так далее.
Недостаток романа я могу озвучить только один, причем он странный, этот недостаток. Эффект дежа вю. Несколько раз я ловил себя на мысли "Может я уже читал эту книгу?", хотя это исключено. Как понимаю, автор напичкал повествование ссылками не только на детские сказки, но и на эпизоды вполне взрослых романов. Читая такой фрагмент у меня и возникало ощущение, что сюжет мне уже знаком. Ну и еще непонятный мне момент: почему убийца не был устранен раньше? Неужели только ради стройности сюжетной линии?
Окончание книги не столь непредсказуемое как в рассказе этого же писателя Империя мороженого. Вообще, несмотря на то что Форд считается писателем в стиле фэнтези, данный роман абсолютно реалистичен, без грамма мистики или фантастики. Зато написан каким-то специальным образом: первую половину романа я мог спокойно отложить книгу в сторону, чтобы заняться текущими делами, но начиная с середины все поменялось. Дочитав главу я говорил себе "Нужно идти ложиться спасть" и брался за следующую. И так до трех часов ночи, когда перелистнул последнюю страницу.
Так удалось художнику написать портрет по одному лишь голосу, или ответ станет спойлером?
@lerochka, к сожалению это спойлер будет. Как понимаете - чтобы узнать похоже написан портрет или нет, нужно увидеть натурщицу. А кого и в каких обстоятельствах он обнаружит - большой вопрос)))
давно посматриваю на эту книгу. Ваша рецензия приблизила ее к началу моего списка)) Спасибо, очень интересно написано.
@anastasia_rojo, Вам спасибо! Книга - не шедевр литературы, конечно, но почитать стоит, мне кажется.
Читаю-читаю рецензию - художник, портрет, сказки....и вдруг - убийца! Волк, что ли бабушкой не наелся?)))) стало интересно) если из пелевинского дурдома, где Петька то лечится, то с Чапаевым шампанское пьет, выберусь в своем уме, почитаю)
Странно, она уже есть в моем списке "хочу почитать", но рецензия Ваша первая. Значит, рассматривая обложки и читая аннотации(иногда книги я выбираю именно так))), отправила ее в список и забыла)
@diachenko, эта книга была в одном из списков @loki, видимо Вы ее оттуда же взяли, как и я. А волк (спойлерноу, все равно никто не поймет :))) ) сам овцой оказывался. Причем дважды. )))
@neveroff, ))) неужели Шапочка решила перейти на меха?))))
@diachenko, ага, мясом наружу)))
@neveroff, это уже портрет леди Гаги получается)))))
Довольно интригующее описание. Добавлю-ка себе в список. Правда, я больше люблю, когда книга захватывает сразу, с первой страницы. Но опыт подсказывает, что иногда даже в самых захватывающих книгах начало бывает достаточно монотонное. А раз уж с середины книги вообще не оторваться, тогда точно то, что нужно!))
@ekaterin_a, ну, я не говорил, что изначально не захватывает))) Впрочем, вкус на вкус не приходится...
@diachenko, ну, тетенька ведь за ширмой. Поэтому Гага она или Утяутя сразу и не скажешь)))
Прочитала книгу, написала рецензию, перечитала еще раз вашу.
У меня тоже появилась мысль о том, почему убийцу не устранили раньше.
@anastasia_rojo, эта мысль-решение поддерживает сюжет или тоже является вопросом автору? Я гармоничного варианта не нашел.
@neveroff, у меня совсем нет ответа на этот вопрос
@anastasia_rojo, Настя, я в предыдущем Вашем посте не так расставил акценты и решил, что у Вас есть идея почему автор так сделал))) Прошу прощения)))
Так что единственный "бок" в книжке связан как раз с одним из ключевых вопросов...
@neveroff, я тоже не очень правильно выразила свою мысль)))