Рецензия на книгу Сороки-убийцы от neveroff
Мне кажется, что Энтони Горовиц больше известен как сценарист, а не как писатель. По крайней мере снятые по его сценариям сериалы "Пуаро" с Дэвидом Суше, "Мидсамерские убийства" ("Чисто английские убийства"), "Война Фойла" и многие другие гораздо более на слуху, чем изданные книги. В литературе Горовиц известен в первую очередь как официальный (т.е. выбранный самими наследниками и правообладателями) продолжатель серий о Шерлоке Холмсе и Джеймсе Бонде. Насколько качественно у него получилось не могу сказать - не читал и не буду: в моей вселенной цикл должен писать тот, кто его начал, и ни кто иной.
А вот самостоятельный детектив - дело иное. Правда, впечатление подпортила реклама книги, где главную героиню нахваливают так, что ожидаешь чего-то феноменального. А его нет и близко. Просто очередная современная попытка написать в жанре классического детектива 30-50-х годов. Впрочем, автор нашел интересную фишку, которая и может выделить его произведение.
Итак, перед нами Сьюзен Райленд. Она редактор маленького издательства, у которого на контракте всего один рейтинговый писатель - Алан Конвей. Последняя книга этого писателя и попадает в руки мисс Райленд. Когда она берет ее в руки, то считает, что словосочетание "последняя книга" означает "новая", однако вскоре становится ясно, что таки "финальная" - Конвей найден мертвым. А в написанном им романе не хватает последней главы. Чтобы найти утерянные страницы Сьюзен начинает собственное расследование смерти писателя, параллельно удивляясь тому насколько персонажи из последней книги сопоставимы с реальными людьми, окружавшими Конвея. Так не написал ли тот книгу про собственное убийство? И как это возможно тогда?
А вот в чем заключается фишка - читатель как будто полностью становится Сьюзен Райленд. Т.е. мы читаем роман "Сороки-убийцы", где Сьюзан начинает читать роман "Сороки-убийцы", и вместе с ней, не отрываясь, прочитываем всю ту книгу. Потом героиней становится уже она и мы следим за ее действиями и мыслями, в конце ее глазами дочитываем недостающую главу, а потом снова немножко смотрим за редакторшей. Такой вот литературный лабиринт в стиле "Змея, проглотившая собственный хвост".
Из плюсов:
1. Необычный формат, о котором я сказал выше.
2. После окончания книги-в-книге, когда не хватает главы, читатель по сути получает отмашку - у тебя есть все, чтобы разгадать загадку в внутренней книге. Так что можно отложить и хорошо поразмыслить.
3. Сама "Сороки-убийцы" (написанная Аланом Конвеем, а не Энтони Горовицем) интересная. И преступления спорно-увлекательные, и разгадка не такая уж и простая. По сравнению с...
4. Попытка написать английский детектив в стиле Агаты Кристи хоть и не удалась, на мой взгляд, но мной засчитана - автор таки старался. И явно Энтони фанат Леди Агаты: фактически данное произведение пропитано творчеством Кристи. Это и самому заметно, так еще и уточняться будет несколько раз. Да что там - даже реальный внук королевы детектива здесь появится мимолетно.
5. Много игры слов, анаграмм, словесных ребусов и т.п. Так что тут проявляется наследие не только Кристи, но и Льюиса Кэрролла.
Из минусов:
1. Та часть книги, которая про Сьюзан - впечатление от "неинтересно вообще" до "не так интересно на контрасте с внутренней книгой". Но как ни крути - цельным по уровню роман никак не назовешь.
2. Понять кто убил Алана Конвея легче легкого. Во-первых, персонаж ведет себя как виновный, во-вторых говорит кое-что обличающее его, а я на это сразу как-то обратил внимание, в-третьих, в связи с пропавшими страницами больше и некому.
3. Сьюзен Райленд, конечно, и сама себя долго ругала за недальновидность, но как редактор, через которого прошло столько книг криминального жанра, более того - горячая поклонница детективов! - могла не понять что не так с посмертной запиской? Безусловно, спасибо, что вообще мелькнуло что-то в голове, и исчезло. Но это настолько распространено в книжках, даже у той же Кристи дважды было... И после этого нахваливать, что Сьюзан феномен? Да-да.
4. Самый нелепый косяк - почему убийца не уничтожил вырванные страницы, если они его изобличают? Это так тупо, что у меня нет слов.
В целом, если бы нам не был дан текст внутренней книги полностью, как отдельного произведения, то было бы слабовато. А так - чисто беллетристика, с недостатками, но увлекательно. И за счет книги в книге немножко необычно. Хотя, если совсем честно, больше всего похоже на талантливо написанный фанфик на мир Агаты Кристи: имена, названия питейных заведений, вокзал и поезд, заметания следов, манера расследовать - всё как будто намекает на ее творчество.
#БК_2022 (2. Книга, по которой планируется экранизация в 2022 году)
Тоже в планах эта книга. И раз автор вдохновлялся Агатой Кристи, я обязательно ее прочитаю)) Вроде бы должна выйти вторая часть. Будешь читать продолжение?
@ekaterin_a, я ее когда брал то вообще ничего не знал ни об авторе, ни о книге. Потом уже после чтения прочитал про сценариста и многое объяснилось.
Он не столько вдохновлялся, сколько неприкрыто фанател от нее. Такое сложилось ощущение. Хотя по атмосфере этого и не кажешь. Но все мелкие детали - из книг Кристи. Причем не как плагиат, а именно как фишка.
Да, уже вышла. "Совы охотятся ночью". Уже скачал)) И хотел же попросить добавиь на Ридли и забыл. Спасибо, что напомнила!))
Ой фишечки Кристи я люблю. Наверное сегодня и начну)