Рецензия на книгу Звездочка от Daniloan
Нет ничего страшнее девочки-подростка.
Так говорят не только родители девочек-подростков, но и сам король ужасов Стивен Кинг. Того же мнения придерживается и Линдквист, которому отлично удалось напугать меня девочкой-вампиром из книги «Впусти меня» (напугать прежде всего ужасами, которые творили по отношению к ней), и который повторно решается эксплуатировать эту идею в книге «Звёздочка».
Музыкант, чья карьера уже клонится к закату, находит в лесу свёрток с младенцем-девочкой, которая при его появлении открывает ротик и издаёт чистейшую ноту Ми. Воспрянувшие амбиции музыканта побуждают его принять решение растить девочку в подвале в абсолютной тишине, за исключением лучших образцов классической музыки, дабы развить её сверхъестесственный талант. Напомнило чем-то беременных женщин, которые стремятся развивать способности эмбрионов, прикладывая к животу колонки с Моцартом и Бахом.
Ясное дело, девочка, выросшая в таких условиях, имеет очень мало шансов на здоровую психику. Однако не будем перекладывать всю ответственность на папу, сама малышка с ранних лет демонстрирует девиантное поведение. Например, она в упор не замечает окружающих её людей, а интересуется только неживыми объектами и, само собой, музыкой. Её первое слово кстати было «муыка». Как мило. У моей подруги вегетарианки первым словом была «говядина». Ну это так, к слову.
Однако, если вы ожидаете, что вам покажут постепенное становление опасной психопатки, то вас ждёт большое разочарование. Буквально на самом интересном месте – кровь, мозги, кишки – нас выдёргивают из основной линии повествования и перекидывают на параллельную: снова странная девочка, снова любовь к неодушевлённым объектам, снова талант, отличающий её от других. К тому же имена у этих девочек настолько похожи (Терез и Тереза), что сначала я решила, будто нам показывают альтернативное развитие событий жизни одного и того же человека. Если автор хотел таким образом показать схожесть их характеров, то можно было, на мой взгляд, сделать это менее топорно. Да и переход был таким резким, что пару глав я просто пыталась понять, что происходит, и не сон ли это внутри сна.
В итоге две линии сливаются в одну и всё сводится к подросткам-изгоям, которые объединяются вокруг Терез и на волне её влияния совершают немыслимые зверства. Причём окружающие не останавливают их, а просто стоят как бараны на закланье, глупо подставляясь. Лишь в конце книги одна бабуля отчаянно сражалась до победного и я мысленно кричала ей: «Давай, бабуля!», но... Возраст, всё-таки.
Я бы посоветовала эту книгу родителям, у которых подрастает замкнутый тинейджер, хотя бы просто чтобы оценить масштаб уязвимости переходного возраста, начиться понимать и распознавать приёмчики манипулирования детским сознанием. Подросткам я эту книгу НЕ советую, слишком уж много в ней романтизации жестокости с привлечением мистики. Ещё воспримут как призыв к действию. От меня книга получает низкий балл, как от хмурой тёти без детей, которая от истории получила мало удовольствия.
#БК_2022 (13. Книга-ужастик)