Рецензия на книгу Страсти по мощам от patootie
Чтение LoR и просмотр сериала «Сверхъестественное» стали виной некоторому когнитивному искажению в моем мышлении, в связи с которым все имена, заканчивающиеся на «-эль», я теперь воспринимаю исключительно как эльфийские либо ангельские. Вот и перед Кадфаэлем не устояла, а тут ни про тех, ни про других и слова нет. Хотя все-таки без сверхъестественного или, если позволите, божественного вмешательства здесь не обошлось. Во всяком случае, в этом уверено большинство героев книги.
Принимая во внимание, что действие происходит в XII веке, можно легко вообразить, насколько религиозны и набожны были жители Британии того времени. Итак, Бенедиктинский монастырь Шрусбери ищет способы привлечь к себе внимание, увеличить свою популярность и влияние в соответствующих кругах. «Маркетинговый отдел» монастыря приходит к выводу, что нет ничего лучше, чем обзавестись останками кого-то из святых, дабы Шрусбери стал местом паломничества для всей английской паствы, а если сделать это эффектно, то слава о них распространится и за пределы Англии. И как удачно, внезапно одному из главных прихлебателей приора Роберта вдруг явлено видение, что где-то в Уэльсе покоится святая Уинифред, забытая и заброшенная всеми, явно ждущая, когда же явится некто, кто восстановит память о ней и с новым пылом будет воздавать почести ее мощам.
Однако, когда паломники из Шрусберы в составе 6 монахов, включая лично приора Роберта и брата Кадфаэля, являются в небольшую уэльскую деревушку, жители ее вовсе не разделяют восторгов по поводу перенесения святых мощей в Англию. Яростнее всех противится один из самых влиятельных гвитеринских жителей Ризиарт, оскорбленный попыткой подкупа и намеренный обличить этих английских служек. И вот, когда, казалось бы, стороны собирались прийти к какому-то компромиссу, жители находят тело Ризиарта, так и не дошедшего до места переговоров, с торчащей из груди стрелой.
С первого взгляда дело кажется весьма простым, ведь именно с появлением бенедиктинцев в деревне вдруг произошло что-то из ряда вон выходящее, да и мотив у них имеется, ведь приор Роберт возлагал огромные надежды на сие мероприятие, заручившись поддержкой не только епископа, но и принца. Но место преступления, да и само тело убитого говорят о том, что все не так уж очевидно. Брат Кадфаэль берется за расследование этого дела, ведь ему и самому не нравится вся эта задумка с мощами, а будучи валлийцем он испытывает симпатию к жителям деревне, особенно прекрасной дочери убитого Сионед, которая просто не может оставить убийцу отца безнаказанным.
Было бы забавно, если бы не было так грустно, что и в те времена люди, выбравшие для себя стезю праведника, могли пасть жертвой тщеславия и жажды власти. А может, это и вовсе маска для прикрытия своих греховных мыслей и побуждений. Ведь кто, особенно в те времена, мог обвинить в чем-либо священнослужителя или усомниться в его добродетели. Еще одна любопытная мысль, воплощенная в образе монаха Джона, что иногда, столкнувшись с неудачей или горем, мы совершаем необдуманные поступки и сжигаем мосты, а ведь надежда, как говорится, умирает последней.
Книга, в целом, неплохая, довольно интересная и совсем небольшая. Само дело запутанное, и в процессе чтения предположения об убийце меняются несколько раз по ходу сюжетных поворотов, что, несомненно, является большим плюсом, но меня вопреки всему этому все равно постоянно клонило в сон. Хотя сейчас происходящие события и уловки брата Кадфаэля кажутся совершенно немыслимыми и невероятными, вспомним, что в те времена вера была для людей чем-то гораздо большим, и, учитывая набожность людей того времени, вполне вероятно, что люди действительно верили и в божественное явление, и в избранных, и в силу святых мощей. Последнее, к слову, до сих пор имеет место быть, достаточно посмотреть, сколько желающих выстраивается в очередь, когда в храмы привозят останки святых. Каждый сам выбирает во что верить, а ведь наш мозг – чудо сам по себе, и сила веры и самовнушения не имеет четких границ, в чем можно в очередной раз убедиться, дочитав книгу до конца.