Рецензия на книгу Дом духов от Reznor

После романа Сто лет одиночества в сторону магического реализма смотрю исключительно с фразой «и хочется, и колется» в голове. Как представлю эти бескрайние, длиннющие предложения, формирующие целые абзацы, как вспомню, что порой начинал мечтать хоть о какой-нибудь прямой речи, хоть о посредственном диалоге, так сразу отрезает. Однако необычность такого литературного подхода всё же перевешивает, поэтому и взялся за «Дом духов», который обещался увлечь. И не подвёл.
Не зря Исабель Альенде получила прозвище «Маркес в юбке». Сравнения напрашиваются сами собой. Здесь и поколения одной семьи, вокруг которой строится сюжет, и земля, на которой все они живут, здесь грехи отцов, расплачиваться за которые приходится их собственным детям, здесь неразлучны любовь, власть и смерть, природные катаклизмы, сверхъестественные явления и чудеса. Как и у Маркеса, семья здесь олицетворяет Родину. И те разногласия, которые однажды начались за обеденным столом, ожидаемо, со временем, переросли в проблемы целой страны. Получился эдакий слепок времени, со всеми политическими, экономическими и бытовыми «прелестями», который сама автор умело масштабирует от семьи Труэба к целому государству.
«Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом современном человеке» – это цитата Ф.М. Достоевского, умного человека из далёкой, холодной России.
Неважно, Чили во главе с Пиночетом или Испания под предводительством Франко – всё это один путь, путь диктатуры, который, как известно из истории, ничего хорошего не сулит. При подобных режимах все самые грязные человеческие пороки мгновенно выползают на поверхность. Любая маломальская власть становится поводом для жестокости и ненависти, которая может быть как сиюминутной, так и годами накопленной. Всё это есть и в книге, однако, совсем не на мой вкус, подаётся под неправдивым соусом «научись прощать и жить вопреки» – стокгольмский синдром в чистом виде, не так ли? Реализм, в котором кто-то способен искренне простить своего палача, отпустить ситуацию и жить дальше, обязан называться магическим.
В то, что «Дом духов» – это литературный дебют для Альенде веришь с трудом. Книга написана мастерски. Автор умело сыграла на моих эмоциях, то и дело подсказывая, где, когда и кому нужно сопереживать, а кого презирать, практически лишив меня способности мыслить критически. Как это часто бывает с книгами, которые в долгую, я к ней привязался, даже несмотря на то, что она мне понятна.
#БК_2022 (7. Книга, в названии которой есть мистическое существо)