Рецензия на книгу Маленький принц от SKantor
Волшебное в своей сложной простоте произведение. За маленькими событиями скрывается большой смысл, а за наивностью Маленького принца - непростая судьба самого Экзюпери. Лишь на середине прочтения я поискала биографию писателя, и узнала, что он погиб всего через два года после написания этой книги, будучи совсем не старым человеком. И этот факт, заставил меня посмотреть на книгу иначе.
Не думаю, что есть нужда в описании сюжета, он очень известен. Но если коротко, то главный герой, летчик, терпит крушение в пустыне, и там встречает Маленького принца, который расскажет свою историю путешествия по разным планетам. Но это лишь вершина айсберга, та малость, которую поймут дети, читающие эту книгу, клюнув на пометку "детская". Они запомнят розу или лиса, или странного короля, а может и гениальную фразу "мы в ответе за тех, кого приручили". А может, они и вовсе решат, что книжка скучная, ведь в ней нет захватывающего сюжета и ярких приключений.
А вот что увидит тут взрослый - это вопрос интересный. Сам Экзюпери в первой главе показывает, кто сможет понять и оценить его историю, а кто будет крутить пальцем у виска. Как и с боа констриктором, съевшим слона - если вы видите всего лишь шляпу, то и в книге увидите лишь ворох шляп. Смотреть тут надо глубже, внутрь боа констриктора, и тогда события заиграют иными красками. И краски эти зависят от угла зрения, жизненного опыта, воображения и желания.
Я не претендую на то, что мои мысли отображают идею, которую вкладывал Экзюпери, и тем не менее хочется поведать об увиденном мною.
Для начала, самая очевидная параллель для меня - воображение детей против правильности взрослых. Главному герою (как по мне, явно отражению писателя) уже в шесть лет доходчиво объяснили, что нечего делать, что попало, иди и учи правильные вещи. Тем самым, герой может и стал лётчиком, но навсегда перестал быть художником - отказался от своего воображения, стал взрослым. На протяжении всей книги он снова и снова напоминает читателю, как важно сохранить в себе того самого ребенка, который не боится быть любопытным, готов изучать новое и видеть дальше своего носа.
Маленький принц. Я долго не могла понять, кто же он в воображении Экзюпери. Он живёт на своей маленькой планете, у него есть три вулкана, постоянные заросли баобаба и его любимая цветок (да, в английском переводе цветок всегда женского рода, даже до того, как он узнает, что это роза). Но в какой-то момент Маленький принц решает отправиться в путешествие.
Чтобы понять мою мысль про то, кем же является Маленький принц в моем видении, нужно объяснить, что же олицетворяют планеты. Они маленькие, населенные кем-то одним, минимально обставленные предметами ландшафта. И какие планеты у нас имеются:
Планета короля - он подчиняет себе все, но только в правильные моменты. Аллюзия на людей, которые уверены, что полностью управляют своей жизнью, но на деле это лишь иллюзия.
Человек со шляпой - он настолько неуверен в себе, что ему нужен кто-то, кто будет восхищаться и хлопать в ладоши при каждом его движении. Это аллюзия на людей, которые не могут жить без одобрения других. И да, я осознаю, что человека автор считает тщеславным, но я вижу это иначе.
Пьяница - его диалог с принцем один из самых сильных. И тут аллюзия на чувство вины, которое люди стараются перекрыть тем, о чем потом будут жалеть и за что будут себя винить.
Деловой человек - думаю этот образ нам с годами стал привычнее. Это те самые трудоголики, работающие на износ, копящие деньги и не знающие куда и когда эти деньги потратить. Они не видят конечной цели, только путь в никуда.
Человек с лампой - ещё одна очень актуальная аллюзия. Кому из нас не знаком человек, живущий по маршруту дом-работа-дом и не имеющий понятия, что такое выходной и кому он нужен.
Географ - единственный обладатель планеты побольше. Его работа составлять географические книги, но он не знает типографии своей планеты, потому что лишь исследователи могут изучать горы, реки и океаны, а он ни в коем случае не исследователь. Тут я вижу и аллюзию на людей, боящихся выйти из своей зоны комфорта и всю жизнь сидящие в своём пузырьке, и аллюзию на тех людей, которые могут только разговаривать, но никогда не доходят до дела.
Подводя итог такой планетарной системы, я вижу, что каждая планета - это внутренний мир человека. Они пустые, и очень маленькие, на них и развернуться-то сложно. И мне кажется, что именно этим Экзюпери показывал, пустоту взрослых. У них нет времени жить, они закрыты в своих маленьких пузырях, они не готовы посмотреть куда-то ещё.
И из этого следует, что Маленький принц - образ или самого автора или всех детей. На его планете есть и вулканы (комфорт?) и цветок (первая любовь?) и баобабы (пороки?) и множество рассветов, каждый из которых прекрасен. Даже эта небольшая планета наполнена жизнью и смыслом. И тогда путешествие - это выход из детства или попытка открыться другим людям, найти друзей.
И лишь на седьмой планете - Земле, у него получается найти тех, кто не зациклен в своём мирке. Интересно, что это два зверя - лис и змея, и сам главный герой, который все ещё помнит себя ребёнком.
В этом свете барашек и коробка, розы, приручение полностью обретают смысл, это то, что мы взрослея берём у других людей - опыт, чувства, воспоминания, то, что мы несём в свой мир и чем его обогащаем. Нам страшно, ведь вдруг один опыт уничтожит другой, но на это всегда найдётся свой намордник.
Плюс, вне этого есть ещё несколько интересных параллелей.
Баобаб в глобальном смысле напомнил мне любую диктатуру (возможно сам Экзюпери думал о становлении фашизма?) . Пока она лишь зарождается, кажется, что все нормально, ничего не случится. Но стоит лишь немного отвлечься - и твоя планета уже под их гнетом. Поэтому, нужно вырубать баобабы на корню, пока не поздно.
Торговец пилюлями от жажды - аллюзия на новые технологии, которые упрощают жизнь и экономят время. Только вот куда уходит это съэкономленное время, как ни на трату времени.
И остаётся финал. Казалось бы, это обычное расставание двух людей. Пути разошлись, остались воспоминания и мысли - как он там? Но в свете биографии автора у меня закралась шальная мысль - а что если он подозревал, что жизнь его может закончиться в любой момент (как никак, он был военным лётчиком в военное время) и таким финалом он прощался с самим собой. И задавался вопросом к самому себе - как я там? И будут ли там любимая роза или ее съел барашек, а может и вовсе планету поглотили баобабы. Ответа он все равно никогда не узнает.
Это гениальное произведение, в котором каждый увидит свое. А если вдруг ничего не увидели, возможно нужно просто вспомнить о своём внутреннем ребенке, если конечно, вы взрослым не родились.
P.s На русском языке книга кажется более детсткой, чем на английском (увы, язык оригинала знаю на очень базовом уровне). Моя "любимая" Нора Галь сильно упростила текст, местами даже потеряв некоторые смыслы. Но всем нравится.
#колледж_зоотехник_2
#буклайв_навык_игра_на_гитаре3 ножницы песня маленький принц
#буклайв_детский_сад_детская_площадка
Как ты припозднилась с принцем, я думала, его уже прочли все на Ридли)
@katya, я его просто успешно игнорировала во всех возможных списках. Даже тут мне пришлось раз 5 посмотреть на список игры, чтобы вообще его заметить)
@SKantor, а в итоге 10 из 10)
@katya, да, хорошо, что в этот раз обратила на него внимание)
Я-таки не зря пихаю везде вечную классику))
Кстати, книга чудесна в оригинале на французском. Читаешь ее или слушаешь, понимаешь местами далеко не дословно. Но это как опера— важна атмосфера и эмоции, а не текст.
@natalya.s.alex, охотно верю, что она отлично звучит в оригинале. Я пару строк даже прочитала, сравнивая переводы на английский и русский. Поняла, что английский перевод кажется ближе и бросила эту тройную затею.