Рецензия на книгу Степной волк от alyonaivanishko
Откройте, пожалуйста, форточку – тут душно.
Да, конечно, не комильфо так говорить про классику, да и в общем-то глупо упрекать родоначальника магического реализма в том, что жанр за сто лет эволюционировал, а его романы [внезапно] ближе к традициям столетней давности, нежели современным. Но и глупо отрицать, что это наложило существенный отпечаток на форме, и самый образный жанр вдруг заговорил прямым текстом.
Так или иначе, но книга идеально подходит для изучения в школе и написания пресловутых сочинений про образы героев или «что хотел сказать автор». Картинный герой, его развитие и все мысли о счастье, любви, самоубийстве, ценности жизни.. чёрным по белому, только успевай делать заметки. А ещё роман автобиографический, так что сочинительское раздолье обеспечено..
Да, форточкой тут не обойтись, лучше сразу окно. Только давайте договоримся без лишних шагов, оно того не стоит.
А вообще, я искренне считаю, что школьникам бы понравилось – танцы, куртизанки, алкоголь и наркотики, суицид, расщепление личности и дальнейший сбор её по кусочкам.. Идеальное попадание в аудиторию, разве что Тайлера Дёрдена не хватает с воплями «Саморазрушение – всё!»
Так, конечно, и не скажешь, но на самом деле, книга мне понравилась. Не формой, как вы уже поняли [и хватит о ней], но содержание и образы того стоят.
«Магический театр
Вход не для всех
– не для всех»
«Только – для – сума – сшедших!»
Качественную оценку этих фраз каждый волен дать сам [напомню, дело было столетие назад], но именно с них начинается самое интересное. В главном герое, Гарри Галлере, мы обнаруживаем две души: человека, которому отведено всё рациональное, и волка, чьей жизнью управляют инстинкты. И эти две сущности не могут примириться – будучи противоположностью друг друга, в других людях они не находят одновременный отклик. В этом внутреннем противоречии героя и состоит первый конфликт романа.
Что касается развития этого конфликта, то всё достаточно предсказуемо – герой имеет своё уникальное непопулярное и единственно верное мнение и представление об окружающем, какую-то его часть открыто публикует, и надо ли говорить, с людьми он не особенно сходится.
Можно даже не вдаваться в подробности. Хотя его имхо в том числе о Первой мировой войне, роли это не играет никакой. Рассказчик, кстати, любезно упомянул в предисловии недостающее логическое звено – с чего бы самонадеянному засранцу вроде Гарри Галлера всерьёз размышлять о самоубийстве. Мне сложно это представить, но верю, что такое возможно и даже было распространено: его переполняет презрение к миру, но себя он считает частью этого же мира и тоже себе противен. Далее страдания и размышления о суициде. А потом..
А потом он встретил женщину. Ей полагалось приказывать. Она заставила его получить удовольствие. А потом ещё. И ещё.. Нет смысла разбирать эту часть по кусочкам, она прекрасна во всём пути осознания счастья внутри героя.
«Сегодня ночью с четырех часов магический театр
– только для сумасшедших —
плата за вход – разум.
Не для всех. Гермина в аду.»
И, наконец, мы подобрались к самому интересному – магическому театру. Тысяча душ смеётся над дуальностью человек-волк и взрывается яркими образами. Это пространство примет на себя не одно представление из внутренней жизни героя. Твёрдой поступью пройти через ад, померяться силами с хаосом, выстрадать всё до конца, чтобы вернуться и осознать свою целостность.
«Тому, кто изведал распад своего «я».
Всегда Ваш,
Алён
#колледж_зоотехник_1
#жанромания (Классический сентябрь)