Рецензия на книгу Тени в раю от d_o504
Откровенно говоря, я понятия не имею – с чего бы начать? Сюжет весьма насыщенный, отчего может читаться тяжело. За это произведение стоит садится одинокими, холодными вечера, и переносится в иной мир теней. В этой книге было все: нацизм, эмиграции, художественное и музыкальное искусство, гомосексуалы, самоубийцы, сентиментальность, алкоголь, секс, и, конечно же – любовь. Мне кажется, это был завершающий крик души Ремарка (возможно отчасти потому, что это его последнее произведение?). Будто бы писатель хотел отдать оставшиеся без внимания капли своих познаний и жизненного опыта, которые не встречались в предыдущих трудах. Хотя, главный герой не увлекался гонками – что немного удивило.
Люди, чьи жизни навсегда искорежены войной, ищут новой судьбы в стране молодого поколения – Америке. Люди с прошлым, которое всеми силами пытаются стереть, и без определенного будущего – всего тени здесь. Тени в раю. И смогут ли они отказаться от него, когда придет конец Второй Мировой? Смогут ли бросить столь далекий от разрухи край, где пережили тысячи чувств и ощущений, и вернутся в серое, зыбкое утро? Перед героями предстает неопределенность, полная воспоминаний, образов, желаний, тоски и страха. Каков же ответ?
Я не советую начинать знакомство с творчеством Ремарком с этого произведения, однако обходить его никак нельзя. Как и в иных работах, встречаются не мало биографических данных писателя.
На заметку почитателям «Триумфальной Арки»: Вы обязательно ознакомитесь с дальнейшей судьбой Равика, так как его образ встречается и в «Тени в Раю».
Есть такая категория книг, после окончания которых нет никаких эмоций: ни плохо, ни хорошо, ни грустно, ни радостно. Книга просто заканчивается и все. Нет никаких мыслей о персонаже, о жизни этих героев, нет вопросов по типу "А что было бы дальше?". Вообще ничего нет. Несмотря на такое послевкусие, книга настолько пропитана жизнью, что кажется реальнее нет ничего на свете. Книга "без прикрас", без фальши, нет лишних слов, и в то же время поток мыслей не заканчивается на протяжении всей книги. Ремарк будто описал причины всех душевных страданий (будем считать, большинство). Он будто пришел в комнату, налил себе чая, сел за стол и начал рассказывать историю, временами отвлекаясь на философские вопросы бытия. Вот так просто, душевно и без пафоса.