Рецензия на книгу Отдел от Reznor
Первое, что захотелось сделать с книгой после прочтения – экранизировать её. Не потому, что прочитанное сильно понравилось или произвело некий вау-эффект, а просто как-то легко легло на ум картинкой. Пространство сюжета достаточно ограничено, персонажей пусть и немного, но русского колорита в них хоть ложкой загребай. Я бы даже набрал актёров из своего окружения, имеются такие. В общем отличное бы малобюджетное кино получилось. Кстати, после прочтения другой книги автора – Петровы в гриппе и вокруг него возникло идентичное желание, но там и экранизация уже подоспела, хоть и, признаюсь честно, не совсем на мой вкус.
Про Алексея Сальникова хочется сказать, что он летописец российской семьи, очень уж правдоподобно ему удаётся рабоче-семейное жизне- и бытоописание. Кажется, что именно такие семьи и рабочие коллективы, именно с такими проблемами и населяют эти советско-серые панельные дома больших и малых городов России. Работа и семейная жизнь таких людей сначала, как и всё новое, вызывает у них интерес, который достаточно быстро и последовательно сменяется отторжением и привыканием, а затем и вовсе делает их заложником обстоятельств. Хочется оптимистично верить, что так быть не должно, но на самом деле все именно так и живут. Я тоже. Сюжетная мысль эта донельзя банальная, лежавшая на поверхности и затасканная, но Сальников умудряется крутить подобные идеи уже во втором, прочитанном мною, его романе, крутить, и, с переменным успехом, выжимать воду из камня. Удаётся это автору, в первую очередь, благодаря скрупулёзной детализации происходящего. Как и в «Петровых…», в «Отделе» деталей очень много, порой кажется, что они неумно взяты с потолка просто для того, чтобы книга нарастила массу, но потом оказывается, что везде у автора какие-то труднораскрываемые отсылочки и пасхалочки.
Отдельный плюс Сальникову хочется поставить за выдержанный контраст реалистичности быта и кажущейся неправдоподобности рода деятельности отдела.
Дальше субъективщина и спойлеры. Хотя, стоит ли считать спойлером то, что жирными полунамёками освещено в аннотации книги?
До самого последнего абзаца романа мне казалось, что передо мной сюжет в стиле фильма «Шоу Трумана», где за главным героем наблюдают зрители, развлечения ради, а он сам не подозревает, что вокруг него декорации и актёры, живёт себе реальной жизнью. Даже после того, как в середине книги главный герой сам заподозрил подобное развитие событий, и его подозрения были тут же самым ясным образом развеяны, я продолжал придерживаться этой версии. Чувство нереалистичности сохранялось. Хотя, что тут нереалистичного? Достаточно вспомнить советские репрессии и лагеря. У меня прабабушка рассказывала, что у них на заводе, в 30-е годы, начальника смены расстреляли за то, что во время областной проверки, в помещении взорвалась лампочка накаливания. И у меня нет повода ей не верить. Да зачем ходить далеко? Достаточно вспомнить хотя бы тот же рязанский сахар. Я не сторонник конспирологии, не искатель теорий заговора и, хотелось бы верить, что не идиот, но я не удивлюсь, если подобные «ликвидационные отделы» действительно существуют в наше время.
А ещё я слегка расстроился, когда Сальников вывалил суть «отдела» на читательский суд. Казалось, лучше бы автор обманул читателя: подводил-подводил его к истине, но так и не раскрыл её. Хоть я и не люблю подобных авторских штук, но тут бы это принял. В этот момент, начинает казаться, что «Отдел» – идеальный роман для того, чтобы вспомнить классика, который «наше всё»:
«…Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!»
Вы в самую точку попали! Я его для себя определил, как бытописателя, а он именно писатель о семьях. Беритесь за "Опосредованно", если он вам не надоел - там эта специализация у Сальникова проявляется ещё более явно.
@masyama, Мне, кстати, книга понравилась неожиданно больше, чем "Петровы...")
Спасибо за рекомендацию, может в будущем году созрею и прочитаю ещё одну его книгу)