Рецензия на книгу Зулейха открывает глаза от SKantor

Буквально на днях, будучи в процессе чтения, я увидела в книжном перевод Зулейхи на иврит. Учитывая то, что обычно на иврит переводят только русскую классику, считаю, что книга определённо достигла многого (перевод на английский я тоже видела, ещё пару лет назад). Не скажу, что осталась в восторге от истории, но рада, что наконец узнала, отчего такая популярность.
"«Жена – это пашня, на которой муж сеет семена потомства, – учила ее мать перед тем, как отправить в дом Муртазы. – Пахарь приходит на пашню, когда возжелает, и пашет ее, пока есть силы. Не приличествует пашне перечить своему пахарю». "
Именно эта фраза описывает всю мою неприязнь к главной героине. Всю книгу меня выводила из себя покорность Зулейхи, которая не давала ей жить нормально. Хотя, умение плыть по течению оказалось вполне полезным, учитывая в какой стране она жила, и где оказалась. И все же, не мой тип главной героини.
История Зулейхи началась где-то в 20-ые годы прошлого века, когда она с мужем и его матерью жила где-то в татарской глуши. Но жила она так, что сложно поверить в наличие большого мира и СССР - она мусульманка, читать и писать не умеет, постоять за себя тоже. Ее ежедневно унижают муж и свекровь, у нее умерло четыре новорождённых ребёнка (ещё один повод для издевательств) и в целом, она всего лишь прислуга в статусе жены.
И тут, из этого средневековья ее вырывают непонятные ей люди, тащат куда-то, говорят что-то непонятное, а потом ещё и увозят неизвестно куда. Для Зулейхи, слабо знающей русский язык, термин раскулачивание едва ли значил хоть что-то. Так и начинается трудный путь в ссылку. И именно покорность судьбе помогла Зулейхе стать куда сильнее, чем она была. Вот такой вот парадокс.
Но это не только история одной татарской женщины, это история системы, узкоголовой, что порой доходило до маразма, история силы людей, которых вырвали из привычной жизни и отправили "исправляться", и того, как даже в ссылке людям не давали спокойно жить.
Одной из самых сильных сцен для меня, стала история с Эйфелевой башней. А это, товарищи, Москва, здание Наркомтяжпрома, вы что ж, в Москве не бывали? И пришлось начальству сознаваться, что никогда они в Москве и не были. Вот она, победа интеллигенции над системой, маленькая, а все же.
Почему-то, я совсем не этого ждала от книги, но о прочтении не жалею. Ещё бы мне Зулейха в роли главной героини понравилась, и было б идеально. Но не вышло. Поэтому для меня это не идеальная книга, но все равно стоящая.
#книжный_марафон2023
#дом_дракона