Рецензия на книгу Страх вратаря перед одиннадцатиметровым от Reznor

написал рецензию25 сентября 2023 13:25
Оценка книге:
7/10

Нередко полевые футболисты признаются, что вратарь – это пол команды, слишком уж сильно зависит общий успех в матче от удачности его действий на поле.

Главный герой этой небольшой повести – Йозеф Блох, некогда известный голкипер немецкой футбольной команды, чемпион местной лиги, обладатель кубка страны. Он привык быть в авангарде, в свете софитов, но прямо сейчас о нём забыли абсолютно все. Карьерный успех, да и жизненный пик остались далеко позади. Остаётся только слоняться невидимкой по улицам, тратить оставшиеся деньги на ненужные вещи, пытаться завязать разговор с незнакомцами и просто ждать, когда его скучная и серая жизнь заиграет прежними красками. Но, бойся своих желаний. Чтобы почувствовать себя вновь живым, Блох решается на убийство, которое ожидаемого эффекта на него не производит. Совершив поступок из ряда вон – убив, Йозеф Блох не становится героем вновь. Это всё тот же «герой», который сейчас годится лишь на то, чтобы первым вовремя подхватить падающую лопату, или, например, участвовать в поисках пропавшего украшения, даже после того, как его уже нашли. Никак не от раскаяния о совершённом, скорее от внутреннего осознания того, что жизнь его не изменилась, Блох деградирует психически и физически. От мёртвой тишины за окном его долго и бурно рвёт, а окружающие предметы и действия малознакомых людей начинают казаться знаками и инструкциями.

Не могу сказать, что повесть бессюжетна. Да, многократно подчёркивается, что в жизни Блоха ничего толком не происходит, делается это для того, чтобы читатель яснее трактовал психическое состояние персонажа. Нахождение на обочине жизни чётко показано минимумом диалогов. Сделан сильный крен в сторону внутреннего монолога главного героя, который расскажет нам, что, в общем он, разумеется, не раскаивается о содеянном… да, послеживает за расследованием совершённого им убийства, но не с целью избежать наказания, или скрыться, а скорее наоборот, с целью быть пойманным, и, быть может, вновь ворваться на первые полосы газет с громкими заголовками. Вернуть свою минуту славы.

Оттолкнуть от повести может язык Петера Хандке. Поначалу он подчёркнуто сухой, состоящий из коротких законченных фактов, хоть и стоящих рядом друг с другом в предложении, но разрозненных. Как будто это один общий альбом с фотографиями, на которых запечатлены совсем разные события. Затем, с развитием сюжета, язык повести деградирует вместе с персонажем, становится более рваным, кричащим читателю и о нарастающей паранойе Блоха, и том, что Йозеф Блох начинает постепенно сдаваться. Он перешёл последнюю черту – убил человека, ничего в его жизни не поменялось, он всё так же не нужен никому, что дальше? А ничего. Тогда не за чем и договаривать слова. Хватит и вербальных обрубков, случайного набора каких-нибудь букв.

Очень понравилось в этой повести, то, что Хандке оставляет сюжетные дыры, нарочно недоговаривая. Появляется пища для размышлений читателя. Можно свободно трактовать действия персонажей, даже частично додумать отдельные сцены сюжета. Например, если вспомнить сцену удушения кассирши кинотеатра Блохом: так ли внезапно он начал её душить, как это записано текстом? Для читателя – внезапно, и для жертвы – определённо. Ещё секунду назад они мило беседовали о самолётах, фоном свистел закипевший чайник, а она, вероятно, рассчитывала на долгосрочную перспективу отношений. Для него всё не так однозначно. Скорее всего он задумал убийство недавно, когда познакомился с ней. Быть может решился испытать себя и убить человека совсем давно, когда понял, что жизнь его не так великолепна, как прежде. А может действительно, всё свершилось внезапно. Ведь, в процессе беседы, она так бесцеремонно говорила «словами, принадлежащими только ему», «его словами». А ещё эта навязчивая атмосфера обстановки её квартиры... Всё это сильно его раздражало. И, кажется, этого достаточно, чтобы решиться.

Максим (@masyama)25 сентября 2023 13:54

Я помню, что меня в этой повести поразило именно это - насколько равнодушно Блох отнёсся к совершённому им преступлению. То есть там не то что раскаяния или простого сожаления не было, там не было ни извращённого удовлетворения, ни гордыни, страха или ярости... Вообще не было никаких переживаний.
Может быть, его равнодушие ещё и к возможной поимке объясняется тем, что он просто хочет, чтобы всё это закончилось?..

Ответить

Дима (@reznor)25 сентября 2023 14:05

@masyama, Безусловно, закончилось или изменилось, что по сути - одно и то же.

Если хотите ещё прочувствовать отмороженное равнодушие главного персонажа, то советую прочитать Посторонний. Там, для меня всё ещё менее однозначно трактуемо, чем здесь, но тем интересней)

Ответить

Дима (@reznor)25 сентября 2023 14:16

@masyama, И да, тут ведь дело совсем не в убийстве, поимке или ещё чём-то таком. Для Блоха важно только то, что у него была живая жизнь, а теперь она закончилась, он будто бы умер, но ещё существует в каком-то сонном лимбе. Он пытается проснуться, подбирая разные ключи к решению проблемы. Один из таких ключей - убийство.

И есть там и страх, и гордыня, и ярость, но лишь вокруг решения той проблемы, которая кажется персонажу не то, что первостепенной, а единственной.

Ответить

Максим (@masyama)25 сентября 2023 14:56

@Reznor, да, вы правы, наверное. Лимб - очень подходящее слово. Мне тогда интересно, а каким он был во время спортивной карьеры, ведь не на пустом месте взялась его единственная проблема. Мне кажется, когда он был живым в смысле популярным и востребованным уже должно было что-то такое быть заметно.

А Посторонний мне вкратце знаком через песню The Cure 'Killing An Arab', основанную именно на этом произведении...

I can turn and walk away, or I can fire the gun
Staring at the sky, staring at the sun
Whichever I choose, it amounts to the same
Absolutely nothing

I'm alive
I'm dead
I'm the stranger
Killing an Arab

Если присмотреться, поэтическое высказывание Роберта Смита абсолютно тождественно вашему!

Ответить

Дима (@reznor)25 сентября 2023 15:28

> Мне тогда интересно, а каким он был во время спортивной карьеры, ведь не на пустом месте взялась его единственная проблема. Мне кажется, когда он был живым в смысле популярным и востребованным уже должно было что-то такое быть заметно.

Я об этом и пытался написать в рецензии. Фактически всё это можно додумать/досочинить самому, в своей голове, хоть, быть может, это и достаточно узкий вопрос из области психиатрии, но всё-таки. И то, что так можно - это большая удача Хандке как писателя, и, для меня однозначно - знак качества.

Я The Cure мало знаю, разве только самые известные их треки, типа A Forest, Lovesong или Friday I'm in Love. Но мне нравится группа тем, что у них есть как простые, веселые пост-панк песенки, отчасти бездумные, так и глубокие, важные композиции, детально проработанные в музыкальном плане. Каждый в их творчестве может найти своё)

Killing An Arab послушал сейчас - хорошая. И да, в полном смысле, о "Постороннем".

P.S. Такая дикая линия бас-гитары способна убить не только араба, но и вообще любого) Меня вот сразу убила)

Ответить

Максим (@masyama)25 сентября 2023 17:19

@Reznor, за счёт того, что гитары у Cure почти никогда не играют риффы, а только арпеджио, для баса остаётся очень много пространства, что группа использует. По-моему, у Саймона Гэллапа самый харизматичный бас... Хотя партии в 90 процентов случаев очень простые. Очень часто всю песню играется одна и та же цепляющая фраза, иногда на одной единственной струне, как, например, в 'Fascination Street'...))) Лично моя любимая партия баса, наверное, вообще среди всех, это бесконечное повторение в "Sinking'. Она меня просто в транс вгоняет...)

Ответить
Похожие рецензии
@masyama Максим 24 января 2023
Иногда после прочтения книги, имеющей реноме откровения в литературе, возникает впечатление, что тебя надули. Потому что самостоятельно не удаётся рассмотреть в этом произведении каких-либо признаков ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт