Рецензия на книгу Мелкий бес от Reznor

Приятные плохие мысли вызывает такая литература. Приятные оттого, что нравится мне такая тяжело улавливаемая и давящая к земле чертовщина. Нравится незримо присутствовать на шабаше странных и недалёких персонажей, фиксировать их одержимости, мнительность и тупость. «Мелкий бес» мне сразу напомнил роман Юрия Мамлеева «Шатуны». Хотя, безусловно, напротив, это Мамлеев в своё время, видимо, вдохновлялся Сологубом. Есть в «Бесе» и подлость, и мерзость, и мрак беспросветный, но главное, что роднит эти романы – это страх перед самой жизнью, её непонимание и, как следствие – пренебрежение ею, отторжение её самой.
Большая часть времени текста уделена главному антагонисту – Ардальону Передонову. Интересное имя – Ардальон, редкое. И он себя видит таким – редкой птицей, значительной личностью. Властолюбивый учитель с садистскими наклонностями, живодёр с трусливой и подленькой душонкой, он, кажется, практикует все семь смертных грехов – и даже больше. Сплетник, подстрекатель, дегенерат…можно собрать долгий словесный ряд, состоящий из малоприятных характеристик этого персонажа. Есть в нём что-то и от маньяка, его злость, устремлённая ко всему живому и неживому, носит беспричинный характер, она как будто бы врождённая – предсказуемая, неизбежная и, одновременно с тем, спонтанная. Двигаясь по сюжету, занятно наблюдать, какие метаморфозы могут случиться с человеком, какой странный путь проделывает его душа. От человека, знающего себе цену и имеющего в жизни цель, Передонов пришёл к тому, что навсегда затерялся в собственных фантазиях, кознях и бреднях. Застрял в лимбе, полностью утратил себя, свои связи с адекватным внешним миром, сознание его сместилось в сторону тяжелейшего безумия и паранойи. Теперь, для друзей и окружающих, он – потешный юродивый, они же для него, поголовно все – злейшие враги. Единственный спутник его – существо, именуемое «недотыкомкой» – мелкий бес, который ежесекундно отравляет и без того неспокойную жизнь учителя, взрывает его голову, заставляет идти по кривой, полностью подчиняя себе его сознание. По-моему, «недотыкомка» отождествляет собой уродство внутреннего мира Передонова. В пользу этого говорят даже их имена: он – часто перегибающий Передонов, слишком уж «пере», она же, в противовес ему – «недо». Внутри Передонов, конечно же, неприкаянное «недо», «недочеловек» – его трусость, тупость и ущербность вопросов не вызывает и подсвечивается каждым его действием, каждым сказанным им словом.
Возвращаясь к тому, с чего начал – мысли роман вызывает и приятные, и плохие. Говоря о плохом, стоит отметить, что Передонов, конечно, не одинок в своём внутреннем аде. Каждый житель провинциального городка, в котором происходят события книги – каждый пропитан «передоновщиной», внутри каждого таится и просится наружу агрессивная дикая сущность. Каждый ждёт лишь условного сигнала от своего «соседа» по безумию. И когда их зыбкий мирок начинает потрескивать, люди начинают кидаться друг на друга и рвать на части, выпуская своих демонов наружу. И неясно, это человек от природы такой урод, или же свою роль здесь сыграли внешние факторы: похоть, спирт, азартные игры и однообразие повседневности. Быть может, одно легло на другое?
Мироощущение Сологуба, его строго негативная оценка человека вряд ли будут близки многим:
«Нет, мои милые современники, это о вас я писал мой роман... Этот роман – зеркало, сделанное искусно... Уродливое и прекрасное отражаются в нём одинаково точно…»
Да что современники, я уверен, что нынешняя наша жизнь, полная противоречий и свистящих дыр, показалась бы автору такой же нелепой и злой, и разочаровала бы его не меньше.
Ранее у Фёдора Сологуба я читал лишь отличный рассказ «В толпе», повествующий о давке на Ходынском поле, во время коронации Николая II. Абсолютно не исторический, как может показаться, на первый взгляд. Уже там читались его мизантропия, тяга к ереси и предрасположенность к быстрым, но очень точным концовкам. Рассказ по сути закончился одним словом – «Смерть», несмотря на то, что ещё только перед самим этим словом случались ключевые события. Но читателю становится ясно абсолютно всё – «Смерть» – дальше уже ничего нет и никогда не будет. «Мелкий бес» тоже окончился резко. Хлёсткий сюжетный твист пришёлся не просто на последнюю главу, а на последние несколько абзацев. Важнейшая фраза, подчёркивающая финальную черту, которую Передонов только-только переступил – «Тупая тоска томила его. Мыслей не было…»
Закончив свой долгий безумный путь, человек покорно ждёт оценки своих деяний.
#БК_2024 (13. Автор книги пишет под псевдонимом)
Как же мне нравится, как вы анализируете книги! Просто превосходно у вас получается!
@masyama, Спасибо)