Рецензия на книгу Облачный атлас от bedda
«У каждой совести где-то есть выключатель».
Как же круто все придумал Митчелл в этой книге! Ее название и построение повторяют описанный в одной из сюжетных линий секстет «Облачный атлас» композитора Роберта Фробишера, который был задуман им как «секстет накладывающихся соло: фортепьяно, кларнет, виолончель, флейта, гобой и скрипка, причем у каждого инструмента свой язык - своя тональность, гамма и тембр. Сначала каждое соло прерывается последующим, а потом все то, что было прервано, возобновляется по окончании предыдущего, в обратном порядке». Именно так выглядит роман Митчелла. Это шесть разножанровых историй, которые происходят в разное время, рассказываются разными людьми, в разной манере подачи, каждая из которых идет одна за другой, обрывается на самом интересном месте, а потом возобновляется, образуя последовательность 1-2-3-4-5-6-5-4-3-2-1.
Можно подумать, что автор просто решил соригинальничать, но на самом деле помимо красоты замысла (аналогия с секстетом «Облачный атлас») такой прием помогает по ходу чтения уловить взаимосвязь всех шести частей романа, и усилить звучание каждой из них. Все вместе создает ощущение целостности, хотя истории сами по себе совершенно самостоятельные, и видимая их связь весьма условная - например, происходящее в одной части романа становится материалом для рукописи, которая попадает к издателю в другой. Но то, что по-настоящему связывает все эти разноплановые истории между собой - это общность тематики и идея вечного возвращения.
Митчелл под разными углами рассматривает человеческую сущность. Его занимают вопросы нравственности и морали и попирание их, двуличие, подлость, вероломство, предательство, жажда наживы и власти. Писатель рисует разные эпохи и людей разного социального положения, интеллекта и воспитания с тем, чтобы показать, что в любые времена человеку свойственно проявлять свои дикие стороны, если им не находится эффективного сдерживания. Противопоставляя варварство цивилизации, Митчелл обращает внимание на то, как цивилизация на самом деле хрупка. Достаточно малого, чтобы разрушить то, что с таким трудом создавалось множеством поколений, и вернуться к законам джунглей, угнетению человека человеком по праву сильнейшего, тирании и рабству. С другой стороны, без должной осмотрительности цивилизация способна уничтожить саму себя, бездумно потребляя ресурсы, загрязняя окружающую среду, создавая разрушительное оружие и провоцируя техногенные катастрофы.
Постапокалиптическое будущее, которое описывает Митчелл в одной из частей, заставляет содрогнуться. Очень показательно, что в таком будущем Оруэлл и Хаксли отнесены к категории писателей-оптимистов. Я не люблю жанр антиутопия и фантастика, но должна признать, что две части, рассказанные людьми будущего Сонми и Закри, вызывают очень сильные эмоции.
Помимо антиутопии и постапокалипсиса в «Облачном атласе» есть еще морской дневник в духе писателей XIX века, увлекательный боевик-журналистское расследование, занимательный плутовской роман в письмах и приключения. Похождения обаятельного прохвоста Фробишера читать мне было, наверное, интереснее всего, как и злоключения незадачливого издателя Кавендиша. Смеялась до слез, представляя себе эпический выезд из некоего заведения (не хочу спойлерить) Кавендиша в компании друзей по несчастью, кричащих своим преследователям в окно ровера «Ко-о-о-о-о-оззззззллллллы-ы-ы-ы-ы-ы!», и последующую драку в забегаловке с участием шотландской женщины-лесоруба (как не вспомнить тут Свету @beshenaia).
Обязательным бонусом от Митчелла, конечно же, были переклички с прочитанными его книгами. Тот же секстет Фробишера упоминается и в «Утопия-авеню», и в «Костяных часах». Очень понравилось, и несмотря на измотавшую мне душу часть с омерзительным будущим, ставлю высший балл. Книга замечательная.
#балда (О, Навоз, 2-я строка, 4-й столбец)