Рецензия на книгу Смерть Артемио Круса от bedda
«Артемио Крус. Вот как, значит, называется новый мир, порожденный гражданской войной; вот как зовутся те, что пришли на смену старому».
Не исключаю возможности, что этот роман попросту был прочитан не вовремя, но насколько мне понравился Край безоблачной ясности Фуэнтеса, настолько «Смерть Артемио Круса» не впечатлила, хотя она считается главной работой писателя. Я ожидала чего-то еще более масштабного, нежели дебютный роман автора, но нет. По большому счету, «Смерть Артемия Круса» подхватывает поднятую в «Крае безоблачной ясности» тему разочаровывающих итогов мексиканской революции, перерождения ее из идейного движения в очередной передел власти. Только в первом романе Фуэнтеса все было намного ярче и острее, потому что эта тема вплеталась в более глобальную - попытку определения и осознания феномена Мексики, ее исторического пути и места на карте мира, менталитета и характера ее жителей, а о «Смерти Артемия Круса» этого не скажешь.
Я спокойно отношусь к потокам сознания, а многие постмодернистские приемы мне как раз нравятся, но этот роман читать было тоскливо. Умирающий Артемио Крус вспоминает свое прошлое, и эти воспоминания, вырванные из его памяти в произвольном порядке, перемежаются с путаными мыслями страдающего больного из настоящего. Отдельные эпизоды и рассуждения были просто великолепны по силе и глубине, но большую часть времени мне казалось, что я читаю ремейк биографии Федерико Роблеса, центрального персонажа «Края безоблачной ясности», только в какой-то утомительной версии. Артемио Крус действительно словно под кальку срисован с Роблеса - настолько схожи обстоятельства их жизней, характеры и революционный путь.
Не то чтобы это выглядело самоплагиатом. По-видимому, Фуэнтес сделал это осознанно, поскольку Федерико Роблес появляется в этом романе в незначительном эпизоде, а также некоторые другие персонажи «Края безоблачной ясности», что подчеркивает связь обоих произведений. Возможно, типаж Роблеса не оставлял мыслей писателя, и по завершении работы над первым романом Фуэнтес посчитал, что романтизированная финальная трансформация героя в нем выглядит слишком уж неправдоподобной, а потому сделал своего рода апгрейд персонажу, дав ему второе рождение и более реалистичное развитие в образе Артемио Круса.
Жизнь Артемио Круса - это история лжи. Созданный им имидж героя-революционера, который обретает уважение, власть и богатство исключительно благодаря своим высоким заслугам, на самом деле построен на довольно неприглядном фундаменте трусости, предательств, эгоизма и циничной расчетливости. Дело революции забыто, идеалы ее попраны, а плодами пользуются лишь единицы из наиболее беспринципных «революционеров», таких как Артемио Крус. Вся жизнь его - это бесконечная жажда еще большей власти и денег, и лишь на смертном одре Артемио Крус позволяет себе вспомнить людей и обстоятельства, которые стали теми самыми развилками, определяющими судьбу. Нравственный выбор - это всегда непростое испытание. Не каждый обязан быть героем, но иногда геройство состоит в том, чтобы просто оставаться человеком. Крус осознает, что люди, которые по-настоящему значили что-то в его жизни, прожили свои жизни именно так, как дóлжно было бы ему прожить свою. Но если бы действительно можно было обратить время вспять, поменял бы он что-то в своей судьбе? Не уверена.
Мне жаль, что эта книга не произвела схожего по силе с «Краем безоблачной ясности» эффекта. Произведение глубокое, но магии, к сожалению, не случилось. Умом я подмечала все достоинства замысла и текста, но эмоционально не вовлеклась, увы.
#балда (планКа, К, 5 строка, 3 столбец)
#АК_2024 (пункт 15. Латиноамериканский автор)