Рецензия на книгу Норвежский лес от theraspberry

ㅤㅤㅤㅤ(Эх, эта рецензия получилась как мем: если бы мне давали деньги каждый раз, когда я сравниваю «Норвежский лес» с жизнью, я бы стала миллионершей…(„ಡωಡ„) )
ㅤㅤㅤ
ㅤㅤㅤ
ㅤХаруки Мураками раскрыл и отобразил несколько граней жизни в «Норвежском лесу». Чтобы увидеть это, на этот роман нужно смотреть как на произведение искусства в музее: подходя то поближе, то подальше, пытаясь то рассмотреть каждый мазок, то увидеть историю в целом; и конечно, много размышлять.
ㅤОбщий сюжет кажется простым. Взрослый мужчина Ватанабэ вспоминает о своей давней возлюбленной и мысленно переносится в свои студенческие года, когда он был странным образом связан с этой девушкой. Повествование строится из встреч, чувств, ежедневных дел и идёт неспешно, как и сама жизнь. Сам Ватанабэ тоже кажется простым и ничем не примечательным человеком. Однако несложная сюжетная действительность с таким главным героем в эпицентре постоянно пестрит особенными людьми, которые своим мышлением или хобби парадоксально отодвигают протагониста на задний фон. Среди персонажей тут есть влиятельный среди студенческого общества Нагасава, который решил стать другом Ватанабэ потому, что тот три раза читал «Великого Гэтсби», или милый непосредственный сосед Штурмовик, будящий по утрам громкими гимнастическими упражнениями и и грезящий картами и географией.
ㅤКроме того, обыденность сюжета постоянно разбавляется «странными» и романтичными ситуациями, которые для меня являются квинтэссенцией жизни. Среди ярких моментов, обогативших реалистичность: эпизод, когда персонажи сидят на крыше, играют на гитаре и смотрят на пожар в одном из соседних домой. Или когда после вечеринки с подругой герой остаётся у неё дома и проводит всю ночь напролёт на кухне, читая роман Гессе.
ㅤКак можно заметить, книги являются важной составляющей «Норвежского леса» благодаря увлечению Ватанабэ чтением. Также тут часто упоминаются названия песен, ведь не меньше, чем книги, он любит музыку. Это в моей системе координат связывает роман с чем-то родным и жизненным и создаёт прекрасный культурный фон, перенося читателей в Японию 1960-ых.
ㅤПростота истории наполнена сложными и глубокими переживаниями и размышлениями. Никогда бы не подумала, что возможно создать роман, где центральное место уделено одновременно и переживанию утраты близкого человека, который неожиданно покончил с собой, а также анализу места смерти в жизни; и исследованию сексуальности. И никогда бы не подумала, что это можно сделать так гармонично и целостно, воссоздав портрет настоящей жизни — такой противоречивой самой себе. Как и «Норвежский лес», жизнь и есть бесконечное исследование духовного и физического и поиск баланса между ними — что Мураками с азиатской философией и выразил в романе специально или нет.
ㅤНе скажу, что такая двойственность не породила сомнительные моменты в повествовании, из-за чего моё отношение к Мураками сложилось неоднозначным, одновременно досадным и прекрасным, варьируясь от «какой же он озабоченный, господи боже, сколько можно обсуждать мастурбацию и секс и зачем персонажу заниматься им со всеми подряд в тему и нет»__ до __ «он гений, потому что он уловил самую суть жизни, отсканировал её своим проницательным и поэтичным взором и передал в виде книги; он комфортный, такой комфортный: он тоже видит смерть частью жизни, он, как и я, очарован смертью». О моя любовь к двойственности и неоднозначности — к тому, чем характеризуется и сама жизнь; наверное, таким образом мучительно выражается моя любовь/ненависть к ней.
ㅤСмерти и правда уделено большое количество размышлений Ватанабэ, который пережил неожиданный уход близкого человека. В сюжет в целом вплетено несколько событий, связанных со смертью. Ты чувствуешь через его мысли, что она идёт рука об руку с героем, сидит за одним столом с ним и тобой, планирует нарушить его планы, и понимаешь, что это тоже грань жизни — всегда ощущать присутствие смерти, в каком-то плане романтизировать её и в целом воспринимать как часть жизни, а не то, что находится после неё.
ㅤЧувствуя некую плоть человеческой сущности, Мураками также описал в романе не поддающиеся определению оттенки человеческих чувств и эмоций. Читая описания тоски, потерянности и ощущения эмоционального ступора, можно говорить лишь «да, вы меня знаете, господин писатель, вы меня чувствуете». И даже если тягостно читать эти моменты «Норвежского леса», эмпатично примеряя их на себя, они в то же время странным образом тебя исцеляют. Наверное, как это делает и жизнь со своей дочерью временем.