Рецензия на книгу Таинственный Босх. Кошмары средневековья в картинах художника от beshenaia
#новый_мир_знаний (11)
#выполняю_обещание (пункт 2, 1 из 10)
Для меня Иероним Босх стал художником, , чьи картины подобны разобранному паззлу. И цель смотрящего – собрать его воедино, чтобы распознать, познать суть начертанного. Но, что самое удивительное, даже разрозненные элементы несут определённый, пусть и порой загадочный смысл.
Эти картины нужно рассматривать с особой тщательностью. Тут одного беглого взгляда будет недостаточно: нужно подходить к ним с разных сторон, разглядывать со всевозможных ракурсов и расстояний. А ещё лучше разбить на отдельные секции и, вооружившись лупой (если не микроскопом), исследовать сантиметр за сантиметром, чтобы не упустить ни единой, даже самой крошечной детали-подсказки. Но это будет лишь начало пути. Далее следует засесть за книги, энциклопедии, альманахи (ещё лучше – средневековые манускрипты и трактаты) и в них искать смысл изображённого на полотнах.
И только из этой книги я узнала, что эти образы создавались для безграмотных людей, то есть тех, кто не умел ни читать, ни писать, но с лёгкостью мог интерпретировать увиденное. В наше время всё перевернулось с ног на голову: прочитать о картинах Иеронима Босха может практически каждый, но чтобы трактовать его творения самостоятельно, нужно быть очень и очень образованным человеком.
Больше всего меня поразил тот факт, что с каждым годом становится всё меньше и меньше картин, приписываемых перу Иеронима Босха. Их вовсе не уничтожают, а просто уточняют их авторство. Так то, что ещё вчера считалось написанным Босхом, теперь приписывается кисти его учеников или подражателей. Вероятно, с течением времени сам Босх станет величайшей мистификацией: лишь именем, подписью на картинах или названием школы великих художников.
Но мне хочется верить в одно: если бы Иеронима Босха никогда не существовало на свете, его непременно стоило бы придумать.