Рецензия на книгу Сосны. Последняя надежда от Reznor
Третья книга, и Блейк Крауч снова делает резкий поворот на неопределённое количество градусов. История всё та же, но новая её часть вновь совсем не похожа на предыдущие. Это касается даже оформления – у книги появились пролог и эпилог; пропала привычная диспропорция в объёме глав; сами главы впервые обрели, пусть и весьма однообразные, но всё же, названия; существенно увеличилось количество эпизодов в романе – автор просто раздробил свой текст на более мелкие куски – читать стало удобней. К концу трилогии Крауч заметно вырос как оформитель текста – и только. Миновав заключительную часть «Заплутавших Сосен» со спокойной душой можно сделать вывод о его писательских способностях – они посредственные.
«Последняя надежда» унаследовала бешеную динамику первой части франшизы. Но, если «Город в Нигде» скорее походил на боевик, то в заключительной книге сделан упор на постапокалиптический хоррор. Пожалуй, третья часть самая страшная из всех «Сосен». Иногда становится страшно даже супер-шерифу Итану Бёрку – хороший знак для романа.
Но минусы перевешивают. Пожалуй, это проблема даже не конкретно третьей книги, это общая проблема всей трилогии – Блейк Крауч не оглядывается на то, что он уже ранее написал в рамках этой истории – на предыдущие части. Книги не согласованы в деталях, оттого и кажутся столь разными. Это становится заметно уже в «Заплутавших», а в «Последней надежде» – это очень сильно режет глаз на протяжении всего текста. Как результат – третий роман полон несостыковок, сюжетных трещин и абсурда.
Можно сколько угодно душнить, например, по поводу нелепости процесса де-консервации человека, или о псевдо-разумности существ – аберов (в середине книги без всякого объяснения аберы ненадолго переименовываются в ласковых «эбби»), которые заполонили планету в будущем, или о том, почему вымерли люди, но не вымерли животные. Вопросов ко вселенной Блейка Крауча хватает – читаешь и словно собираешь пазл из фрагментов, взятых из разных коробок – красивой, ровной картинки точно не получится, а где-то и вовсе останутся зиять огромные дыры.
Продолжение основной сюжетной линии тоже не блещет – штамп на штампе. Предсказуемость никуда не делась. Зачем-то мелькает ЛГБТ. «Санта барбара» из финала «Заплутавших» оборвалась также бессмысленно и скоротечно, как и началась – но это ладно, не жалко. Я лишь приведу цитату из текста, как именно она закончилась – «Стоя на дороге рядом с женой, сыном, бывшей любовницей и человеком, который его некогда предал, Итан гадал: “Может быть, так и выглядит семья в этом новом мире?”» – по-моему что-то на прекрасном.
В целом, я считаю, что остановиться следовало на первой части – там, где все минусы этой трилогии ещё не успели дать метастазы.