Рецензия на книгу Последнее желание от Arman.de.Marten
Культовая сага, которая началась из-за семейного спора, или Как первое побуждение превратилось в «Последнее желание»
В середине восьмидесятых в Лодзе (город в центральной Польше, в 120 км к западу от Варшавы) жил ничем в общем-то не примечательный торговый представитель по имени Анджей Сапковский. За спиной у него было университетское образование и многолетний опыт работы в сфере внешней торговли.
Анджей давно разменял четвертый десяток, был женат и воспитывал сына. Типичная жизнь, успешная карьера и ясные перспективы. Было у него и любимое хобби – фентезийная литература. Сапковскому очень нравилось творчество американского писателя Роджера Желязны (Хроники Амбера).
И вот однажды сын Кшиштоф рассказал ему о конкурсе, который проводил польский литературный журнал Nova fantastyka, и предложил отцу написать для него рассказ. В итоге Сапковский заключил с сыном пари, что его рассказ получит премию. Так началась Сага о Ведьмаке.
Первой книгой из цикла считается «Последнее желание» - сборник рассказов, объединенных между собой общим героем – Геральтом из Ривии, который восстанавливается после тяжелого ранения, укрывшись в храме богини Мелитэле, и попутно вспоминает о своих прежних приключениях.
Каждый рассказ — это отдельная история, но вместе они создают целостную картину мира, где магия, чудовища и человеческие пороки переплетаются в причудливый узор. Сапковский развлекает подготовленного читателя перманентными насмешками над жанровыми клише, переосмысливая классические сказки и легенды.
Отсылки ждут буквально на каждом шагу – «Спящая красавица», гоголевский «Вий», «Белоснежка и семь гномов», джинн, который исполняет три желания, отец, сам того не зная, обещавший своему спасителю еще не рожденного ребенка. Если в детстве вы любили сказки, то чтение Саги о Ведьмаке доставит вам огромное удовольствие.
Но кто же такой этот Ведьмак Геральт из Ривии? Неудовлетворённый «нереалистичными» сюжетами про простолюдина, убивающего монстров, Сапковский решил, что чудовищ должен побеждать не обычный человек, а специально обученный профессионал. Таким образом и был придуман образ Ведьмака — мастера меча и волшебных знаков, который за деньги убивает монстров и разнообразных мифических созданий.
При этом Геральт — сложный и многогранный персонаж, который балансирует между миром людей и миром чудовищ. Его цинизм и прагматизм скрывают глубокую внутреннюю борьбу и стремление оставаться человеком в мире, где понятия добра и зла размыты. Геральт — это не супергерой, а скорее антигерой, который вызывает симпатию именно своей человечностью.
Вселенная Сапковского, в которой действует Ведьмак, это не просто декорации для приключений, а живой, дышащий мир. Славянская мифология, европейский фольклор и авторская фантазия сливаются воедино, создавая уникальную атмосферу. Здесь бывает очень мрачно, но в то же время эта Вселенная наполнена неподражаемым залихватским юмором, пикантными шуточками, тонкой иронией и постоянным напоминанием о том, что всякое зло относительно, а добро – не всегда побеждает.
Если говорить про авторский стиль и язык, то для меня проза Сапковского — это отдельное удовольствие. Он пишет легко, ярко и образно. Диалоги всегда остроумны и наполнены скрытыми смыслами, а описания точны и лаконичны.
Если вы любите фэнтези, которое не боится быть провокационным и рушить шаблоны, то «Последнее желание» — это must-read. Понравится – тогда продолжайте читать Сагу о Ведьмаке дальше.