Рецензия на книгу Фрэнни и Зуи от Reznor

написал рецензию11 марта 2025 13:33
Оценка книге:
8/10

Только-только приступил к чтению рассказов «Фрэнни» и «Зуи», объединённых общим сюжетом в единую повесть, и мгновенно осознал, насколько важен Джером Сэлинджер лично для меня.

Сэлинджер – это всегда нетривиальный диалог со своим читателем. Если заблаговременно принять правила игры – сосредоточиться и с головой окунуться в детали повествования, то и неважно, читаешь ли ты его единственный роман «Над пропастью во ржи», или какой-нибудь совсем небольшой рассказ, например, «Перед самой войной с эскимосами» – долгие-долгие размышления на тему и послевкусие тебе гарантированы. Мне это очень близко – люблю покопаться в тексте, отрефлексировать прочитанное и, как, наверное, каждый, кто зарегистрирован на этом сайте, высказаться, пускай и в никуда.

Отчасти потому, что я и сам, до сих пор, в свои почти 30 лет, чувствую себя инфантильным подростком, до конца не понявшем этот мир и не нашедшим в нём своего места, мне очень близки персонажи Сэлинджера. Парадокс в том, что чем страннее кажутся их мысли и поступки, тем более естественными и честными они являются. Это обескураживает настолько, что невольно начинаешь искать подвох. Но никакого подвоха нет – так уж устроен человек.

Пожалуй, каждый в своей жизни проходит через т.н. точку невозврата, которую условно можно назвать «взрослением» – тот самый момент, когда в жизни кардинально меняются интересы и приоритеты. Это может касаться чего угодно: спокойствие семейного очага усмиряет бунтарский нрав, душный офис в бизнес-центре заменяет раздачу рекламных листовок в скверах и парках, берлинское техно заглушает Red Hot Chili Peppers в наушниках. И так далее. Человек может пройти через этот Рубикон плавно, но куда опасней резкое пересечение красных линий.

Именно об этом пишет Сэлинджер. И, как мне кажется, пишет достаточно упрямо – в каждом своем (мною прочитанном) тексте. Как правило, такое «стремительное взросление» имеет причину, катализатор. Что угодно – утрата близкого человека, тяжелая болезнь, война, или даже любая мелочь, только кажущаяся таковой – сезонная депрессия, неудачи в учёбе, на работе, на любовном поприще, отсутствие общего языка с родителями, сверстниками и т.д.

Есть более конкретный дзен-буддистский термин, интегрирующий в себя всё то, что описано выше. Он встречается и в тексте – это «сатори» – внезапное озарение посреди рутинной жизни. Что-то вроде катарсиса.

Для Фрэнни Гласс причиной такого «сатори» стала религиозная книга. Прочитав её, она поняла, что можно жить проще и, по отношению к самой себе, честнее. Можно обуздать свой нездоровый эгоизм и не выпячивать свою гордыню, не заглядывать в рот т.н. «лидерам мнений», не подыгрывать бессмысленности существования окружающих лицемеров. Подобно Антуану Рокантену из культового романа «Тошнота», она опьянена метаморфозами, которые произошли с её мировосприятием. Её тошнит, и тошнит натурально, от «одинаковости» окружающих, от узости их взглядов и мироощущений. Осознание шаблонности социума, в котором она живёт, естественным образом толкает её на путь отчуждения.

Возвращаясь к тому, о чём я писал выше, к резкому «взрослению» – Сэлиджеру просто мастерски удалось продемонстрировать эту мысль, неспешно раскрывая её на протяжении всего сюжета. Ещё неделю назад Фрэнни и её молодой человек Лейн обменивались нежными любовными письмами, а сегодня, сидя лицом к лицу, даже не пытаются услышать друг друга. Напускное равнодушие с его стороны парируется необязательной попыткой выдавить из себя хоть что-то с её. Поочерёдно говоря друг другу о сакральных для самих себя вещах, идеях, которые по-настоящему их волнуют, они просто не слушают друг друга – летают в собственных мыслях, уклоняются от ответов, перебивают.

Показателен и финал рассказа. Там, где она думает о боге, он – думает о сексе, и даже готов подыграть, пойти на некоторые уступки, лишь бы удовлетворить свои сиюминутные потребности. Они так друг друга и не услышали, так и не поняли, что они чужие друг другу люди. И когда они расстанутся, где-нибудь за границей сюжета этого небольшого рассказа, они вряд ли сумеют осознать истинные причины разлада своих романтических отношений.

Рассказ «Зуи» куда более многословен и является логическим развитием общего сюжета повести – приоткрывает многолетнюю историю семьи Глассов, намекая на поиск первопричин конфликта Фрэнни с реальностью во взаимоотношении девочки со старшими братьями, конкретнее – в их религиозном влиянии на её неокрепший детский ум.

Младший из старших братьев Фрэнни – Зуи, пытается найти способ примирить сестру с её новыми взглядами на жизнь. В ход идут философские размышления о человеке, семье, театре и религии. Основная мысль рассказа, на мой взгляд, состоит в том, что нельзя неистово и слепо верить в то, чего ты совсем не понимаешь, иначе велик риск затеряться в ложных иллюзиях. Даже если (или, особенно если) речь идёт о вере в бога. Нельзя, прикрываясь душевным озарением, тем самым «сатори», говорить о собственном «я» и интерпретировать божий мир, как мир собственный. Вообще-то мир равнодушен к человеку. Мир независим от человека. Мир, когда-то, существовал без человека и, когда-нибудь, будет существовать без человека. И теизм стоит воспринимать исключительно как душевное примирение человека с миром, а отнюдь не как бунт против него.

«Зуи» демонстрирует насколько упрямо Сэлинджер может копаться в вопросах поиска смыслов и определения конечной ступени человеческой жизнедеятельности. И, даже если, в конце концов, ты приходишь к выводу, что смысл жизни человека непостижим, необходимо считаться с тем, что, возможно, в этом и была идея бога, таким и был его замысел.

#выполняю_обещание (3)

Максим (@masyama)11 марта 2025 14:22

Дмитрий, просто не могу не выразить восхищения вашим мастерством раскрытия художественных текстов. Я уже говорил это раньше, но ваши рецензии провоцируют меня повторяться!
Стараюсь хотя бы не частить)))

Ответить

Дима (@reznor)11 марта 2025 15:51

@masyama, Спасибо вам, Максим, на добром слове) Приятно)
Работы Сэлинджера как раз располагают к поискам замысла автора и их раскрытию, поэтому получилось, возможно излишне, развёрнуто)

Ответить

Максим (@masyama)11 марта 2025 17:01

@Reznor, ни в коем случае не "излишне". Самое то!)
Не проверял специально, но, навскидку, 4200-4400 знаков. Метафорически выражаясь, развёрнутый анализ крови произведения.

Ответить

Максим (@masyama)11 марта 2025 17:02

Не выдержал и проверил))) 5 с половиной. Даже лучше!

Ответить

Дима (@reznor)11 марта 2025 17:24

@masyama, 5500 - это уже чистой воды графомания)

Ответить

Нина (@ninashashkova)12 марта 2025 7:16

@Reznor, не графомания) рецензия и должна быть развернутой, на мой взгляд. Вы очень хорошо написали.

Ответить

Дима (@reznor)12 марта 2025 8:03

@ninashashkova, Спасибо)

Ответить
Похожие рецензии
@stay 1 марта 2015
Восхитительная книга! Фрэнни и Зуи по праву считается шедевром мировой литературы. Прочитала повесть на одном дыхании, была в восторге! Эмоции, переживания переполняют эту книгу, поэтому ...Читать далее
@a.kirillova Саша Кириллова 19 сентября 2015
Набрал себе полную ванну горячей воды, забрался в нее, открыл начатую еще на работе "Фрэнни и Зуи", и читаешь... читаешь письмо Бадди к Зуи, которое ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт