Рецензия на книгу Приключения Гекльберри Финна от Arman.de.Marten
Лучшая книга против рабства и расизма.
В 1884 году Марк Твен опубликовал свой самый великий роман - «Приключения Гекльберри Финна».
По словам Эрнеста Хемингуэя, вся современная американская литература вышла из этой книги (прям как Лев Толстой из гоголевской «Шинели»😊):
Лучшей книги у нас нет. Из неё вышла вся американская литература. До «Гекльберри Финна» ничего не было. И ничего равноценного с тех пор тоже не появлялось.
На мой взгляд, для такой высокой оценки есть все основания. Мне доводилось читать другие американские книги, главной задачей которых была борьба с рабством, а позже – с расизмом, но ни одна из них так ясно и наглядно не демонстрировала миру всю ужасную отвратительность названных социальных явлений. Именно Марку Твену, благодаря его неоценимому таланту, удалось облечь в форму легкой и увлекательной хулиганской истории столь важные и глубокие темы.
«Приключения Гекльберри Финна» задумывались в качестве продолжения «Приключений Тома Сойера» (кстати, первого американского романа в жанре реализма). В итоге свет увидело чуть ли не самое смелое для своего времени произведение американской литературы. Книга, которая на первый взгляд может показаться детской или подростковой (все-таки рассказчику-Геку только 12-13 лет, и его рассуждения должны быть понятны ровесникам), на деле поднимает очень сложные «взрослые» вопросы: рабство, лицемерие общества, моральный выбор и подлинная свобода.
О чем книга? Бегство как путь к себе.
Главный герой, Гек Финн, — мальчик-бродяга, живущий у окраин цивилизованного мира, на консервативном американском юге. Устав от жестокости отца-пьяницы и условностей «приличного» общества, он инсценирует собственное убийство и сбегает на остров Джексона, где к нему присоединяется негр Джим — беглый раб, мечтающий обрести свободу и выкупить свою семью.
Их путешествие на плоту по Миссисипи становится не только физическим перемещением в пространстве, но и духовным перерождением юного Гека. Мальчику предстоит пересмотреть многие свои взгляды, сформированные окружающим обществом и вполне естественные в то время и в тех местах.
Твен показывает, как Гек, воспитанный в расистских предрассудках, постепенно начинает видеть в Джиме не «собственность», а друга. Кульминационным моментом становится внутренний монолог Гека, когда он решает помочь Джиму, даже если это «грех» по меркам общества. Это один из самых сильных эпизодов романа, раскрывающий конфликт между личной (возможно, врожденной) нравственностью и навязанной общественной моралью.
Язык, стиль и юмор.
Роман, как уже упоминалось выше, написан от первого лица — простым, грубоватым языком уличного мальчишки, что создаёт эффект абсолютной достоверности. При этом книга не становится мрачной драмой или унылой трагедией (чем грешат многие другие антирасистские произведения) — наоборот, здесь много комичных сцен, от которых я иногда не мог сдержать улыбку, а порой хохотал до упаду.
Резюмируя, хочу еще раз сказать, что «Приключения Гекльберри Финна» — великий роман о свободе и ценности человечности вопреки извращенным законам общества. Это книга, которая учит смеяться, думать и сопереживать (на мой взгляд, триада самых важных человеческих умений).
И если когда-нибудь мой 12-летний сын попросит дать ему три книги, которые нужно успеть прочитать в его возрасте, то одной из этих книг будут «Приключения Гекльберри Финна».
Ваша рецензия зародила в моей душе желание перечитать книгу, читала в "глубоком" детстве, оказывается в ней подняты глобальные вопросы человечества.