Рецензия на книгу Бесы от ttcyonker

Будучи заядлой фанаткой чтения, а в особенности классической прозы и психологических романов, я постоянно нахожу в интернете статьи о моих любимых книгах. В одной из них объявлялся вопрос о ценности громоздких романов в современном мире. Автор задавался вопросом, нужно ли было Толстому и Драйзеру писать свои трилогии и четверотминики, Достоевскому творить в масштабе от полтысячи страниц, или каждый из них мог ограничиться и меньшим? Отчего же великие писатели выбрали себе в спутники такой формат? От перенасыщенности блестящими идеями или неспособности сформулировать смысл вкратце? От своей гениальности или чрезмерной любви к образцовым вставным словечкам?
Мое мнение по этому поводу однозначно. Считаю, что каждый стоящий похвалы писатель имеет свой неповторимый типаж. И если бы один за вторым романисты начали вписывать свой талант в диктуемые рамки, Достоевский не стал бы известен как знаток "человеческой души потемков", а, может, и вовсе не добился бы признания в литературном мире. Такое количество страниц нужно на раскрытие характера и мотивов героев, их поступков, и сплетения судьбы каждого из них с другой.
"Бесы" в этом смысле является хорошим наглядным примером. Эта книга неоднозначна в своем сюжете. Достоевский описывает неисчислимое количество, на первый взгляд, абсолютно несходных эпизодов. Но, все же, каждый эпизод - это та "приправа" к роману, без которой он потерял бы свой "литературный вкус".
Строки из Евангелие появляются и исчезают через каждую главу, в конце приводя нас главному смыслу, так же как и любовная паутина сплетается как можно крепче и непонятнее, связывает между собой большинство героев, в то время, как на Россию обрушивается новая волна революционных терактов.
Мужские персонажи меня заинтересовали больше: Ставрогин и Верховенский. Каждый из них в чем-то слаб, хотя показывает свою силу. Верховенский - мастер манипуляций и обмана, ни дня не может прожить без маски. Он раскрывает свое истинное лицо только на доли минуты, когда все катится к черту, и ничто не идет по плану. Так надеясь на Ставрогина в воплощении своих идей, он поневоле становится рабом своего плана. Ставрогин же - неоднозначная личность, как сказал про него Кириллов:
"...он или верует (в бога), так до конца и не веря, что верует, или не верует, до конца не веря, что не верует."
Всегда держит себя в руках, готов вызвать на дуэль (и убить) любого, кто осмелился сказать колкость в его адрес. Имеет красивую внешность, но из-за характера видно в нем некую "уродливость", которая не дает назвать его настоящим красавцем. Дочитав роман, я была удивлена его исходом, потому что, не смотря на всю бесстрашность, он в письме признается, как трудно ему было сделать последний шаг, сколько в нем малодушия (какой шаг он сделал, это еще поразительнее).
Поразительно, как события девятнадцатого века переплетаются с современностью, и несмотря на то, что прошло почти двести лет, персонажи на шахматной доске жизни остаются все те же. Меняются только имена и названия. Стоит задуматься над этим и признать великий ум Федора Михайловича, за воплощение великих мировых трагедий в книге.
"Ведь история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса."
© Фридрих Гегель