Рецензия на книгу Тайна Желтой комнаты от fermalion
Немного существует таких книг, глядя на обложки которых совершенно точно знаешь, чего ожидать.
«Тайна желтой комнаты» — как раз из таких; она на сто процентов реализует ровно то, чего от нее ждешь, ни каплей больше, ни каплей меньше.
Это абсолютно классический детектив. Своеобразная книга-головоломка, игра разума, придерживающаяся очень строгих правил.
Игровое поле — шато Гландье, аристократический замок за окраинами Парижа. Действующие лица — десяток разнообразных фигур, весьма архетипичных для жанра: владелец замка, его дочь, ее жених, друг семьи, разнообразные слуги. Суть происходящего — таинственное покушение на одного из героев и не менее таинственное исчезновение нападавшего. Цель игры — раскусить преступника раньше, чем сыщик.
В таких книгах просто обязательна сцена: на несколько секунд гаснет свет, потом все видят труп посреди комнаты и чей-то голос громко произносит: «Господа, среди нас находится убийца!»
В общем, очень «правильная» герметичная история в жанре «преступление в одной комнате», буквально с первой до последней строчки сочащаяся традиционностью, такая, в которой самое место подленькой фразе: «а убийца — садовник!»
Леру упрекают в излишней дотошности, с которой он расписывает самые незначительные мелочи: вот таков план дома, тут такая-то комната, тут другая; тут стоит такая и такая мебель, и прочее. Соглашусь, такая скрупулезность подчас утомительна, но она, во-первых, придает повествованию оттенок документалистики — как будто бы все это было взаправду, и тому доказательством имеются документы, а во-вторых, создает впечатление, будто автор «играет в открытую» — предоставляет читателю полные описания, все факты и абсолютно прозрачные суждения.
«Вот, уважаемый читатель, я ничего от тебя не скрываю! Вот тебе самые точные описания улик и обстановки. Ты видишь ровно то же, что и сыщик — так попытайся же его опередить!»
Но я не зря говорю «создает впечатление» — примерно к середине книги понимаешь, что автор лукавит и вовсе не дает тебе возможности опередить сыщика. Главный герой Рультабий идет ровно на полшага впереди читателя — поддразнивает, создает иллюзию, будто ты можешь его обогнать, но все равно до самого конца опережает.
Как только у меня зарождались какие-то идеи и подозрения — буквально на следующих же страницах Рультабий, словно читая мысли, выкладывает мои же теории, находит в них кучу нестыковок, железно аргументирует их несостоятельность и отбрасывает.
А напряжение только нарастает: помимо основной загадки, на периферии сюжета периодически возникают «побочные» тайны, которые со временем так или иначе вплетаются в главную историю. События порой настолько необъяснимы и загадочны, что закрадывается подозрение, будто без вмешательства нечистых сил тут не обошлось. Спешу вас успокоить: никакой мистикой в истории не пахнет, есть только противостояние преступного коварства и холодной логики.
«Вот что рассказал мне Рультабий, и я до сих пор не могу надивиться простоте его суждений, позволивших ему раскрыть истину. Разумеется, дело было ничтожным, однако в глубине души я был уверен, что в один прекрасный день мой юный друг с такою же точно простотой не преминет раскрыть нам тайну Желтой комнаты.» (Цитата из книги.)
Так и случается. Любому, даже самому закрученному, загадочному и таинственному происшествию Рультабий находит абсолютно логичное и правдоподобное объяснение — мне, читателю, остается только восхититься писательскому таланту Леру, сумевшему не только придумать настолько лихую интригу, но и изобрести изящное и простое для нее объяснение. Из этих маленьких загадок и их разгадок и складывается, в буквальном смысле как пазл, решение необъяснимой, казалось бы, тайны.
Даже на фоне работ таких общепризнанных титанов, как АКД и Агата Кристи, работа Гастона Леру смотрится очень удачно: она такая же остросюжетная, мистичная, загадочная, но при этом столь же традиционна и консервативна. В самых лучших традициях всего. Я даже подозревал, что все окажется действительно так хорошо, как мечталось.
Великолепно.
Прекрасно разложили по полочкам! А я планирую вторую книгу с мальчиком-журналистом осилить, интересно не выдохнется ли месье Леру после этой выкрученной истории)).
Еще одна положительная рецензия на Желтую комнату)) точно буду читать
@ekaterin_a, я давно уже запланировала эту книгу)
А рецензия очень хорошая!!
@anastasia_rojo, вот и давно. Но меня то флешмобы отвлекают, то вот "Горгулья" неожиданно нарисовалась вне очереди)))