Рецензия на книгу Черный обелиск от skywalker
«Черный обелиск» - это мое первое знакомство с творчеством Ремарка. По своему сюжету и своей задумке книга гораздо отличается от других книг о войне, прочтенных мною. Ведь в книге описывается взгляд человека на войну со стороны проигравшей Германии (похожим разве что был рассказ «Путник, когда придешь в Спа…), и герой отнюдь не «патриот» своей страны, но и не революционер, активно выступающий за смену власти и взглядов. Это посредственный (с политической точки зрения) человек, имеющий свои взгляды, о которых знают только близкие. Но по своим суждениям и поведению он сильно отличается от остальных.
Не знаю, так ли во всех книгах Ремарка, но раз за разом автор делает лирические отступления, чтобы дать оценку окружающей действительности: о роли инфляции, о поведении скорбящих, о людях в целом. Инфляция, пожалуй, выступает полноправным героем книги, потому что поведение персонажей, так или иначе, зависит от нее. Влияние инфляции неоднозначно: кто-то на ней зарабатывает биллионы, а кто-то разоряется, кто-то заканчивает жизнь самоубийством, не выдержав разорения, а для кого-то это еще один повод заработать на надгробиях.
Сам Людвиг окружает себя философскими вопросами, в его голове одни «Почему…?» да «А если бы…?». Этому потоку вечных вопросов способствует Изабелла, которая своим необычным взглядом на мир (а может, это наши взгляды неправильны?) заставит, в конце концов, любого призадуматься. Куда девается мир, когда мы спим? Можно ли выпить Луну, когда она отражается в воде? Где сны скрываются днем? И в самом деле, почему мы так верим во все законы физики и химии, на которых, как нам рассказывали, держится весь мир? Изабелла отпустила все границы, этим самым влюбив в себя Людвига. Общаясь с ней, он забывает об инфляции, о вечном недостатке денег, о напряженной работе, которая сводит его со смертью каждый день.
«Черный обелиск» наполнен ироническими деталями. Жизнь работников фирмы по установке надгробий зависит от того, скольких людей встретила смерть. Люди совершенно не ценят своих близких, но после их смерти выбирают лучшее надгробие и делают пышные похороны, как будто умершим не все равно. То ли люди «по-настоящему дорожат лишь тем, что у них отнято», то ли смерть сглаживает все недостатки людей – о покойном никто не заговорит, как о плохом человеке. Все это лишь «будни смерти».
Патриотизм в книге не воспевается. Наоборот, Ремарк говорит о псевдопатриотах, о людях, которые могут лишь надеть военную форму, спеть гимн да поколотить несогласных с ними. Они не отвечают за свои поступки и могут лишь разглагольствовать о несправедливости и предателях Германии.
Как я и ожидала, в книге мне все понравилось.
P.S. До чтения мне пришла в голову мысль: «И почему Ремарка не проходят в школе? ». Теперь-то ясно. Алкоголь, драки, голая Лиза в окне по утрам, фрау Бекман, вытягивающая пятой точкой гвозди… Классические уроки литературы этого бы не перенесли.
Иногда такое в школах учат, что Ремарк не кажется таким уж развращающим вариантом. :-)