Рецензия на книгу Джентльмены и игроки от lorikieriki
Маленькому мальчику, сыну смотрителя привилегированной школы, кажется, что в Сент-Освальде царит порядок, властный покой, что там нет места злу, хаосу и проблемам внешнего мира за воротами. Там хорошо, там – безопасно.
" … на первый, незаконный взгляд «Сент-Освальд» показался недосягаемым раем; это был Занаду, Асгард и Вавилон, вместе взятые, и там жили и блаженствовали юные боги."
Но это обманчивое впечатление и длилось оно лишь миг. На смену же ему пришла ярость, желание взбунтоваться и победить. Одинокий книжный мальчик с отцом, который его не понимает и не принимает, решает завоевать Школу, вызнать все тайны, обшарить все уголки. Стать ее властителем или разрушить ее до основания. Открутить все винтики, убрать скрепы, чтобы вся эта напыщенная и нелепая конструкция рухнула в пыль. Ученики и учителя – вовсе не небожители, надо только показать это миру за оградой. И они виновны, виновны, виновны…
Эта история рассказывается с двух сторон – от лица мальчика, чье имя от нас скрыто, (он ли вернулся мстить, не он ли, и кто он – не ясно) и от лица старого учителя латыни Роя Честли. Он ископаемое, реликт, без малого 33 года отработал в школе, а потому позволяет себе относиться к коллегам отвлеченно и созерцательно. Он кажется добродушным и понимающим, слегка чудаковатым упрямцем. Но все, что у него есть, это вчерашний день, за который он так отчаянно цепляется, в надежде сохранить статус кво и существующий порядок вещей. Главное, чтобы все было шито-крыто, считает он, и все неприятные происшествия можно было бы быстренько замести под ковер, а голова пусть побудет в песке. Сент-Освальд прежде всего.
Джоан Харрис удалось совершенно поразительно и чудно описать Сент-Освальд, не как скопище людей, коллектив, а как архитектурное сооружение что ли. Все эти комнатки, переходы и лестницы, крыши и закутки, хранилища и классы, балконы и коридоры. Этот мир, который открылся шпиону, проникшему за неприступные стены, меня просто заворожил. Все здесь пронизано любовью, искренней и чистой, неразделенной, которая в итоге обернулась трагедией. По-другому и быть не могло, маленький проныра заигрался и проиграл. Никто не любил его настоящего, только его придуманный образ, никто его не видел.
Чем-то мне герой книги напомнил “Талантливого мистера Рипли”, он был никем и ничем, но мог стать кем угодно, легко создал себе маску и легко ее носил. Возможно, все бы обошлось, кто в подростковом возрасте не влюбляется без памяти, не ревнует до боли, не стыдится родителей и не пытается казаться круче, чем он есть. Только вот яблочко с самого начала было червивым, отравленным.
P.S. Главного игрока я угадала, но не сразу, а ближе к концу. Свои впечатления я описывала по ходу чтения, а к финалу решила, что замена одной переменной, в сущности, ничего не изменит. Тем не менее развязка была что надо, на 20 из 10.