Рецензия на книгу Приглашение на казнь от neveroff

Если не считать литературных лекций, то это мое первое знакомство с Владимиром Набоковым. И если все остальные книги такого же плана, то этот писатель заслуживает весьма пристального внимания.
Это замысловатая, скрученная в клубок история о человеке по имени Цинциннат, которого приговорили к смерти. Собственно, с этого начинается роман. Мы не знаем - за что, он не знает - когда. И оба вопроса живенько интересуют. В дальнейшем автор пытается раскрыть картину действительности, углубляясь в поведение, понятия и привычки действующих лиц. Но это картины - мазками: там чуточку, там капелюшечку. Медленно и головокружительно. На протяжении всего чтения я одергивал себя, напоминая, что читаю Набокова, между прочим, а вовсе не Кафку, как мне казалось от образов и рассеянной, как будто из баллончика, мысли.
Кроме того, книга характеризуется проявлением абсурда. Например, свежевыкрашенные скамейки во время проведения заседания суда, или вальсировавшие заключенный с надсмотрщиком по коридорам тюрьмы, или рассуждения "Мне тридцать. И Вам тридцать? Значит, Вы тоже любите фотографию".
А как автор складывает слова? Это так забавно: "Тогда Цинциннат брал себя в руки и, прижав к груди, относил в безопасное место" или "И все-таки я сравнительно. Ведь этот финал я предчувствовал". И описание матери заключенного, просто вспышка: "Посредине довольно открытой груди краснелся треугольник веснушчатого загара, – но вообще кожа была все та же, из которой некогда выкроен был отрезок, пошедший на Цинцинната, – бледная, тонкая, в небесного цвета прожилках".
Тюремщики ведут себя скорее как слуги: привратники, экономки, дворецкие. Слащавый гротеск в обращении с арестованными: пионы в вазах, ласковые слова, фрукты, коврик под дверью. Уборки, правда, непритязательные:
"– Убрано-то как у вас, а? Таперича и гостей принять не стыдно.
Особенно, казалось, был он горд тем, что паук сидел на чистой, безукоризненно правильной, очевидно только что созданной паутине."
Главный герой настолько отягощен всем происходящим, что воспринимает события как пьесу, людей как пародию, эмоции как бутафорию. Помните Шекспира?
Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
Так вот, Набоков уточняет: театр абсурда!
Кроме того, при желании можно обнаружить символизм в произведении: ассоциация Цинцинната то с пауком, поселившимся в камере, взращенным и взлелеянным на отборном корме, и вышвырнутым в итоге вон, то с бабочкой, которую также приговорили к смерти, но она, затаившись, все еще ждет освобождения, то с Сократом ("Сегодня вечером идет с громадным успехом злободневности опера-фарс «Сократись, Сократик»")...
Было бы желание сопоставлять и выдумывать сравнения. Ну нет в книге прямых ответов! Да и быть не может, я так думаю.
Ну и вот: читаешь-читаешь, думаешь-думаешь. Так когда же казнь? Так за что же его, бедолагу? Уже пропитавшись повествованием ожидаешь нового абсурда, например, "за ковыряние в носу". Или все таки Кафка с "Процессом"? А потом уже и не важно становится - читаешь, погружаешься... И в конце концов приходишь к мысли: "А может это и не тюрьма вовсе? Может, это та самая рутина жизни?"...
@baska_kielbaska, Бася, скажи мне ничего не утаивая, этот роман - постмодернизм? или модерн? или что это в принципе такое? Понятно, что не антиутопия, к которой ее причислили...
Охохо. Теперь я как-то призадумалась, а стоит ли читать?
@lerochka, вот я не уверен, что тебе понравится такой роман без прямого сюжета. Хотя нет, сюжет есть, и он даже прямой, но мне пришлось много домысливать.
Но может это я что-то навыдумывал?)))
Но книга точно не для отдыха. И сначала читалась сложно, зато потом я не заметил как она закончилась.)))
Полгода назад была так рада, когда случайно нашла этот роман в домашней библиотеке, но радость длилась недолго. Для меня язык повествования оказался очень сложным для восприятия, приходилось буквально продираться сквозь слова. Пришлось книгу положить обратно на полочку.
@neveroff, определенно не постмодернизм.) Возможно, модерн. Я бы назвала это сюрреализмом, т.к. используется совмещение изначально несовместимых вещей и свойств предметов, напоминающие сновидения, картины Дали и т.п. И, конечно, есть черты литературы абсурда. Ты хорошо подметил сходство с Кафкой.
Рада, что ты высоко оценил эту книгу. Мне она тоже очень понравилась. Но другие романы Набокова совершенно иначе читаются. Стиль абсолютно другой, все гораздо реалистичнее и тоньше.
@m_sakharova, мне было сложно первые три главы. Потом я бы хотел посмотреть каким домкратом меня бы оттянули от книги.)))
@neveroff, мне как любителю Набокова точно надо читать) мне и муж про неё говорил, и профессор, теперь у Вас такая рецензия интригующая)
@baska_kielbaska, я думал про сюр. Кстати, а он в понятие модернизм не входит? (я так и не прочел тот справочник, что ты порекомендовала по стилям, вот я засранец)...
На Кафку очень похоже. Хотя в послесловии в моей книжке Набоков божиться, что прочел Кафку только через двадцать лет после написания романа. Кстати, из-за послесловия я 10 и не поставил. Столько ярлыков на людей от писателя было неприятно читать...
@liu, спасибо большое. Вы обязательно Басину рецензию прочтите на эту книгу. Там рецензия круче чем роман.)))
@neveroff, басины рецензии уже множество раз моё внимание привлекали, обязательно прочту))) потом после прочтения вашей и её рецензий, свою писать не захочу)))
@liu, захотите. Книга такая, что хочется что-то сказать.)))
@neveroff, как хорошо написали! После прочтения в голове был туман, а Вашу рецензию прочитала и поняла и туман рассеился - я всё точно так же восприняла, как и Вы))
Я тоже обратила внимание на необычность построения предложений, на интересные словосочетания. Жаль, выписать не могла, читала в дороге.
@neveroff, ты опять мне льстишь, коварный)))
Да, сюрреализм, пожалуй, включается в модерн.
Читать справочники тебе необязательно, чтобы оценить книгу. Все-таки литературные направления и стили - понятия относительные, внедренные критиками и учеными. Ими можно пренебречь порой. Ты и без этого хорошо чувствуешь книги и тонко понимаешь подтексты.))
Еще "Защита Лужина" тебе может понравиться. Очень советую. Удивишься, насколько разным может быть один и тот же Набоков.)
О, да ведь Набоков же прекрасен! Даже странно, что вы его еще не читали. Лолиту-то я конечно не стану советовать, сами прочтете, если нет каких-то моральных табу на фабулу (хотя она прекрасна, прекрасна! - не удержалась я), но кроме нее есть еще масса хороших произведений. Вот "Камера обскура" - моё любимое.
@anastasia_roja, а я воспользовался советом: цитаты фотографировал.)))
@baska_kielbaska, лесть за лесть?))) Между прочим я не льстил, а констатировал факты.)) "Лужина" занесу в список. Спасибо. Тем более мне его больше всего советуют.))
@marfic, ну вот так вышло, что он как литератор не был знаком. И, кстати, не он один такой у меня. С "Лолитой" я знаком косвенно, понаслышке. Нет, табу на этот сюжет у меня нет, потому что из того, что я слышал о книге у меня сложилось мнение, что там вовсе не всё так прямолинейно и просто. Надо, надо ее почитать как-то.)))
@neveroff, конечно не просто )) но ведь есть впечатлительные особы, которые сам "факт" так остро переживают, что не в силах видеть достоинств романа, а он филигранен с точки зрения стиля и прорисовки внутреннего мира Гумберта. Остановите меня, а то я перечитывать полезу ))) В третий или четвертый раз )))
@marfic, ого, в третий раз?))) Я раньше любил перечитывать книги. А сейчас понимаю - столько всего не прочитано из must read, что разве что на пенсии получится.)))
@neveroff, первый был для себя, а второй - для книгоклуба. А по названной вами причине не хочу перечитывать. Хотя, какова бы ни была моя книжная жадность, все же некоторые книги куда больше стоят перечтения, чем иные - первого прочтения )))
Перечитываю пока без счета уже только "Доктора Живаго" и не жалею о потраченном времени никогда.
@neveroff, Саша, рецензия отличная, но еще больше убедила меня не читать эту книгу-)))
А я у автора только "Лолиту" читала. Меня разорвало на несколько частей от противоречий) Но пишет Набоков прекрасно.
@mani, хотел написать, что она под настроение-размышление. А потом подумал: нет, не годится. Такое настроение лично у меня в дождь, а эту книгу нельзя читать в дождь - выть захочется.))) Меня книга удивила тем, что я вообще себе Набокова не так представлял)))
@liliana1, тут тоже противоречий достаточно. И абсурда. И взглядов на жизнь. И одиночества... Я же говорю - Кафка.)))
@neveroff, Набоков может и жульничать, я лично уверена, что он Кафку читал до написания этого романа. Мои любимые романы у Набокова - "Другие берега", "Защита лужина" и "Лолита".
@AprilDay, за руку мы его не поймали, обвинять не станем. Мне больше не понравилось как он ярлыки развешал тем кому эта книга не понятна, не интересна или сложна.
@neveroff, да, в общем-то и не важно. А ярлыки он в конце развешал? Я этот роман не одолела, значит, ко мне они тоже относятся ) А зачем ярлыки в конце, если те, кто не дочитал, все равно не узнают, что о них сказали )
@AprilDay, ярлыки в послесловии к переизданию, которое вышло через 25 лет после первого издания.
@neveroff, это напоминает, как на школьных собраниях неумные классные руководители отчитывают заочно тех, кто не явился, а выслушивать приходится тем, кто пришел )
О! Новобранец в армии любителей Набокова)) Так, куда там тебя направить с зубной щеткой? Лолиту чистить, то есть читать)))
@diachenko, Сначала я осушу Лужина, с Вашего позволения, сержант, сэр, т.е. мэм! )))
@neveroff, позволение разрешаю! То есть осушение позволяю!))) Вольно)))))