Рецензия на книгу Щегол от annaomhet

"Щегол" для меня - это прежде всего длинный месяц чтения огромного "кирпича" на английском языке. Боже, в который раз убеждаюсь, что современную литературу нужно непременно читать на языке оригинала. Нынешний стиль написания очень прост и понятен, а перевод в большинстве случаев всё равно всё портит... И, если, в лучшем случае, он не коверкает слова и мысль, то атмосфера теряется безвозвратно.
Эта книга обладает своей магией. В ней нет особой оригинальности, особых необычных персонажей, всё это действительно уже было. Но в то же время у меня рука не поднимается поставить ей оценку ниже пяти. Эта книга живая. И увидите вы в ней только жизнь. Изуродованную, низменную, пропитанную наркотическим бредом, смертью и русской мафией. Тем не менее, даже такая жизнь имеет право на существование. Не сказать, что я получила огромное удовольствие от книги, но и оторваться я не могла. Человека часто привлекает всякая чернуха. Наверное, это как раз тот случай.
В центре сюжета история мальчика Теодора Декера, который теряет любимую маму, и вынужден проходить через стадию взросления в одиночестве, наедине со своими психологическими травмами. Позже к этому и так непростому букету проблем добавляется друг Борис, и повествование начинает набирать обороты.
Многие в своих рецензиях писали о схожести сюжета с "Гарри Поттером", но увы, я вижу только одно объединяющее их обстоятельство. Или теперь моё поколение будет сравнивать все сюжетные линии с сиротами с вышеупомянутым произведением? Гарри - не Теодор; более того, у него никогда бы не получилось познать ту бездну саморазрушения, что была доступна Тео. Просто потому что они бесконечно разные. Меня всегда удивляло и всегда заставляло задуматься, а что вообще подталкивает человека к самому обрыву? Вот Тео - он жил с вполне благополучной матерью, так почему после её смерти он развернулся на 180 градусов? Почему возвращение к отцу и знакомство с Борисом смогло перечеркнуть все его прошлые годы и воспитание? Складывается впечатление, что у Теодора никогда не было внутреннего стержня, он родился таким, и умрет безвольным и слабым человеком. Как тогда такой юноша мог сбежать из дома и перебраться жить обратно в NY? Начинаешь задумываться, что возможно у Теодора были внутренние силы, чтобы пойти по совсем другой дороге. Но все мы знаем, что путь ко Тьме гораздо проще, и порой приятнее. Тут на помощь приходит великолепная цитата из самого конца книги, которая просто разорвала меня. Потому что действительно, КАК понять, что твое сердце приведет тебя туда, куда нужно?
A great sorrow, and one that I am only beginning to understand: we don't get to choose our own hearts. We can't make ourselves want what's good for us or what's good for other people. We don't get to choose the people we are. <...> Every shrink, every career counselor, every Disney princess knows the answer: "Be yourself." "Follow your heart.'
Only here's what I really want soeone to explain to me. What if one happens to be possesed of a heart that can't be trusted - ? What if the heartm fot its own unfathomable reasons, leads one willfully and in a cloud of unspeakeble radiance away from health, domesticity, civic responsibility and strong social conections and all the blandly-held common virtues and instead straight towards a beautiful flare of ruin, self-immolation, disaster? <...>
If your deepest self is singing and coaxing you straight toward the bonfire, is it better to turn away?
Мне нравится, что многое в этой книге построено на противопоставлениях. Я не могу сказать ни про одного из героев, что он однозначно плохой или однозначной хороший. И это здорово. Я не могу сказать, что любовь к Пиппе однозначно прекрасна, или однозначно отвратительна. В этой книге нет черного и белого. Это жизнь. В одном своем проявлении. И, в конце концов, если бы не было птицы на цепи, мы не узрели бы эту картину.
Here is my experience. Stay away from the ones you love too much. Those are the ones who will kill you. What you want to live and be happy in the world is a woman who has her own life and lets you have yours.