Рецензия на книгу Тайная история от demonpol

Даже первый роман Донны Тартт иллюстрирует насколько сильное влияние на автора оказала русская классика. «Тайная история» – это во многом полемика с «Преступлением и наказанием» Достоевского. Тартт, что называется, изучает тему под другим углом. Современный Раскольников - это собирательный персонаж, а старуха процентщица изменена вплоть до полной неузнаваемости. Вопреки заголовку Тартт не столько пишет историю, сколько конструирует собственный мир, метафизика которого, хочется верить, отличается от той что действует в нашем. Во вселенной Донны Тартт нет места справедливости. Одни и те же персонажи «Тайной истории» оказываются то спасителями, то предателями. Впрочем, главное в героях то, что они живые. В них не просто веришь, а веришь безоговорочно. Кроме того, в «Тайной истории» смерть – это далеко не конец. Даже умершие персонажи продолжают жить и влиять на события. Ни дать ни взять греческая трагедия про бессмертными богов. Тем не менее, «Тайная история» в этом смысле никакая не сказка. Неразгаданная вселенная Донны Тартт, в которой у каждого есть скелет в шкафу, тотальна в своей беспросветности. «Тайная история» - это прежде всего история подмен. В ней все не является тем чем кажется. Воспевание беспечной студенческой жизни обернется жестоким неонуарным детективом. Мудрость и наставничество превратится в расчетливую трусость. Рассказчик на деле окажется второстепенным персонажем. Добро – злом. Если вы не читали Донну Тартт, значит вы никогда не были рады обманываться.