Рецензия на книгу Франкенштейн, или Современный Прометей от reiden_coldflame

написал рецензию30 июня 2016 21:00
Оценка книге:
7/10

______________

середина лета 1816 года, вилла неподалёку от Женевского озера, ночь

В каминную залу, прихрамывая, входит Байрон; за ним его секретарь Полидори.

Байрон (подходя к окну): Етить, погодка! Вот ненастье!
Полидори: Да, сэр.
Байрон: Все кости ломит…
Полидори: Да, сэр.

Шум в коридоре. Входят Перси Биши Шелли с невестой Мэри.

Шелли: Ах, дьявол хромоногий, вы и не ложились!
Полидори (в сторону): Все черти в сборе…
Байрон: Неплохо б, это, по рюмашке. Перед сном.
Полидори (уходя): Да, сэр.

За окнами раскаты грома.

Байрон: А вы, болезный, что это не спите?
Шелли: Да Машке, видишь ли, кошмар приснился! Как начала вопить и простынь…
Мэри: Ну, полноте, chéri, то были вы!
Байрон: Подробности оставьте.

Возвращается Полидори. Слуги вносят вино и закуски.

Байрон: О, топливо! Отлично!
Шелли (рассеянно покачивая бокалом): И не уснёшь ведь больше, вот беда.
Мэри: Давайте, может, господа, рассказами друг друга постращаем?
Байрон: Идея хороша! Намедни мне пригрезилось такое: в Турцию, вообразите, приехал вот вроде человек, а вроде мышь летучая…

Байрон рассказывает страшную историю о кровососущей твари. Все охают и ужасаются. Шелли падает в обморок.

Полидори (доставая чернила, бумагу и перо, про себя): Любопытно, очень любопытно…
Мэри (приводя в чувство супруга): Теперь и я кошмар свой опишу…

Мэри начинает историю о монстре Франкенштейна.

За окном не прекращается буря.
______________

Безусловно, данный шарж не претендует на точность фраз, да и соревнование по придумыванию историй продолжалось не один день, однако факт остаётся фактом – из этих посиделок у камина в массовую культуру отправились два всем ныне известных образа: Байрон рассказал о вампире, а 18-летняя Мэри Шелли – о Викторе Франкенштейне и его творении. Джон Полидори оказался внимательным слушателем и через три года опубликовал свой рассказ «Вампир»; почему-то, под именем Байрона, что последнему не слишком понравилось. Впрочем, сейчас о Мэри Шелли.

Like one who, on a lonely road,
Doth walk in fear and dread,
And, having once turned round, walks on,
And turns no more his head;
Because he knows a frightful fiend
Doth close behind him tread.

Композиционно эпистолярный роман Мэри Шелли имеет рамочную конструкцию: письма плывущего к северному полюсу Роберта Уолтона обрамляют главную часть – рассказ спасённого им в Арктике незнакомца. Здесь она, конечно же, не первооткрыватель – недаром в первых же главах упомянута, а далее цитируется поэма Колриджа «The Rime of the Ancient Mariner» («Сказание о старом мореходе»), в которой герой повествует о своём сверхъестественном плавании. Вообще, такое смещение нарративного фокуса старо, как мир, – Одиссей сам рассказывает царю феаков Алкиною о всяких достопримечательных циклопах, сиренах и прочем, и невозможно определить, где там правда, а где «творческая обработка событий».

Фамилия главного героя Мэри Шелли отсылает к замку Франкенштейн, который она вполне могла посетить. А если и нет, то, наверняка, была знакома с легендой о некоем Иоганне Диппеле, в этом замке родившемся и там же практиковавшем алхимию (башню, видимо, он и взорвал): о Диппеле ходили слухи, что ему удалось из всякой дряни создать «эликсир жизни». Есть интересная версия и об имени – в «Потерянном Рае» Мильтон неоднократно называет Бога «The Victor» («Победитель»).

Талантливый, но увлекающийся юноша Виктор Франкенштейн, подобно легендарному Фаусту, увлечённо грызёт гранит науки. Его штудии позволяют ему открыть секрет превращения неживого в живое (подробности он не раскрывает) и вдохнуть жизнь в сделанное по принципу «я его слепила из того, что было» отвратительное существо. Естественно, монстр – которого я для удобства буду называть Фрэнки – ничем хорошим своему создателю не отплатит. Однако ж Фрэнки оказался сообразительным: убежав от Виктора, он постепенно начал «вочеловечиваться», да так, что по уровню начитанности и умению складывать слова в предложения оставил далеко позади большинство наших современников.

Задолго до одного австрийского учёного по фамилии Фройд представителей литературного предромантизма и романтизма крайне интересовала теневая сторона человеческой личности, все те подавляемые страхи и стремления, весь тот мильтоновский Пандемониум, которому иногда удаётся вырваться на свободу. Отсюда их любовь к двоемирию, к мистике и демоническим персонажам. Таким проявлением теневой стороны личности Виктора и становится Фрэнки. В целом же «Франкенштейна» можно считать вдохновлённой готическим романом реакцией на просвещенческий позитивизм – нельзя просто так взять и разобрать этот мир на составляющие, а человек несколько сложнее, чем машина с набором импульсов.

Did I request thee, Maker, from my clay
To mould Me man? Did I solicit thee
From darkness to promote me?

John Milton, Paradise Lost (X. 743–5)

Вторая часть названия романа – «Современный Прометей» – отсылает не только к герою античной мифологии, который создал человеков, спёр у богов огонь и проспойлерил людям некоторые лайфхаки, но и к эсхиловскому «Прометею прикованному», чья непомерная гордыня вынуждает его спорить с богами и обрекает на муки. Вот и герой-создатель у Мэри Шелли, начитавшись сочинений Парацельса и Альберта Великого, пытается создать своего гомункулуса и грешит таким образом против самого Творца, ведь наделять жизнью глину, рёбра и прочее – функция одного лишь Бога. А потому и не удивительно, что Фрэнки – пиратская версия Адама – обречён быть апостолом зла и, подобно Сатане у Мильтона, восстать против своего создателя.

С другой стороны, Фрэнки не может не вызвать сочувствие, ведь его творец, как многие не желающие платить алименты отцы, долгое время пытается самоустраниться, а общество в очередной раз демонстрирует свою ограниченность и агрессию, направленную на вытеснение Другого. Любопытно в связи с этим вспомнить историю Каспара Хаузера (изложенную, в частности, в прекрасном фильме Вернера Херцога «Каждый за себя, а Бог против всех»), которая произойдёт через 10 лет после публикации романа про Фрэнки.

По счастью, Мэри Шелли и в кошмаре не могла вообразить, каких чудовищ породит сон разума в XX-ом веке: много в нём было ослеплённых химерическим «общим благом» франкенштейнов, учёных и не очень, создавших бесчисленных монстров, по сравнению с которыми Фрэнки – добрый и отзывчивый христианин.

Образы кровавых страшил и страшных кровососов дадут о себе знать ещё в XIX-ом веке, в частности, благодаря Стивенсону, Уэллсу и Стокеру, а уж дальше они станут известны каждому ребёнку. Вообще, популярность в массовой культуре волнообразна: сперва подлинный интерес публики, затем пресыщенность (пародии) и забвение, затем, через время, опять возникает интерес. Поэтому можно предположить, что и этих героев если и ждёт забвение, то временное, и затем какой-нибудь безумный учёный слепит ещё более безумную тварь, а где-нибудь в Трансильвании очередной Влад Д. перестанет узнавать себя в зеркале – история повторится вновь.

А началось всё 200 лет назад со страшных рассказов на вилле неподалёку от Женевского озера…

@neveroff30 июня 2016 23:32

Забавно)))
Мэри была бы действительно поражена во что вылилась ее невинная фантазия про монстра-вундеркинда, который способен подслушивая разговоры научиться читать и писать за два месяца)))

Ответить

@neveroff, а вы смотрели "Penny Dreadful"? Сериал, конечно, постмодернистский насквозь - там и вампиры, и ведьмы, и экзорцизм, и оборотни, и Дориан Грей, и Джекил\Хайд... - но страдания и витиеватость стиля у монстра Франкенштейна вполне соответствуют роману) Мэри, наверное, одобрила бы) Испугалась бы сперва, но одобрила)

Ответить

@neveroff1 июля 2016 7:29

@reiden_coldflame, не смотрел. Кино - это не мое))

Ответить

@littlemermaid1 июля 2016 8:38

@reiden_coldflame, интересный сериал, я после его просмотра даже вдохновилась читать Мэри Шелли)

Ответить

Анфиска (@anfiskabaeva)8 июля 2016 5:52

Какой интересный разбор произведения, очень увлекательно, не хуже самого романа ))

Ответить
Похожие рецензии
@olvorer 29 декабря 2013
Я сожалею о том что раньше не прочитал это произведение - ведь она великолепна! Конечно, мы можем назвать сюжет предсказуемым,несмотря на это, он такой интересный, ...Читать далее
@wix Вероника Скрипко 30 марта 2014
Это потрясающая книга! Изображая жизнь чудовища, то, какие препятствия ему пришлось перенести, автор показывает многие недостатки людей. Несмотря на то, что само создание не причинило ...Читать далее
@visha Виктория Шаркова 8 июня 2014
Книга, которая может затронуть душу читателя, по-другому о ней и не скажешь. Если честно, то приступая к прочтению, я не думала, что меня может в ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт