Рецензия на книгу Москва-Петушки от Nyut
#Бойцовский_клуб
11. Книга, в которой описан всего один день
Ассоциации:
первая Школа для дураков - советская эпоха и гг. У Саши Соколова он болен, наивен и страдает раздвоением личности. У Венедикта Ерофеева он пьёт, пребывает постоянно в нетрезвом состоянии. Они оба по-своему блаженные, не от мира сего и от того их взгляд на мир, их отношение к людям особенные, заставляющие задуматься о смысле бытия и о том, из чего состоит наше существование.
вторая - Мастер и Маргарита - библейские персонажи свободно появляются посреди обыденной реальности и ближе к финалу видения похожи на колдовскую фантасмагорию Булгакова.
Если есть душа, совесть и вкус, то ум уже необязателен. А постоянная симуляциям душевного здоровья забирает все силы и делает человека скучным. И так далее и так далее.
Описание всего выпитого сегодня и в другие дни, философский монолог в поисках истины - тонкая ирония и в том и в другом. Это молитва о сыне и беседа с ангелами, это кругозор - и художественный, и литературный, и музыкальный, и исторический, это грубый и рядом же лиричный эротизм.
Герой облетает, как одуванчик, - так он описывает свою жизнь. Образность у него необыкновенная.
Периодически впадает в религиозный экстаз, сыпет библейскими цитатами и неминуемы параллели между героем и Христом.
Многие несуразицы наворачивает. Абсурд и юмор - это какая-то помесь Хармса, Салтыкова-Щедрина, английского народной поэзии и Льюиса Кэррола. "Путешествие по Европе", "Революционные пленумы" - искрометно и смешно. А в питейной и женской части, мне кажется, это отчасти напоминает Буковски (не читала, сужу по отзывам, специалисты поправят).
Философский итог - «жизнь человеческая не есть ли минутное окосение души? и затмение души тоже. Мы все как бы пьяны, только каждый по-своему, один выпил больше, другой — меньше».
Виртуозный русский язык - действительно могуч и богат. И географически кольцевая композиция гармонизирует формой тревоги и тяготы содержания.
Однозначно не для всех, нужен определённый юмористический настрой и возможность не все подробности воспринимать буквально.
И ещё - аудио версия воспринималась гораздо лучше, чем чтение.
Увидела ассоциацию со Школой для дураков и поняла что вряд ли буду читать Москву-Петушки. Настолько тяжело шла у меня эта книга в свое время, что даже аудиоверсия не спасала. Хотя да, часто аудиоверсии помогают осилить книги, чтение которых идет тяжко.
@SKantor, да, в чтении у мня половина текста проходила мимо, а на слух я так все хорошо представила. с первого давнишнего чтения - почти ничего не осталось. надеюсь, с этого раза останется побольше подробностей запомню.
А со Школой, скорее, ассоциация именно с самим героем, оба не от мира сего. Манера письма, другая - у Соколова поток сознания спутанный, местами совсем непонятно о чем речь, у Ерофеева чётко вырисовывается сюжет, дополнительные истории.
И цепочка - с "Записками из подполья" книгу роднит форма, а именно, безудержный монолог главных героев. Они говорят, давая читателю ни минуты передышки))
@Nyut, тогда это полбеды) Хотя все равно читать эту книгу пока не хочется
@Nyut, там вроде в конце конкретная такая аллюзия на Достоевского, а вот ассоциация с МиМ меня заинтересовала
@Nyut, а у тебя на Школу оказыается 10 стоит) А еще я вспомнила, что это именно ты писала на мою рецезнию, что книга тебе показалась светлой) Только мы тогда еще знакомы не были)
@lin_kis, тут сплошные аллюзии - не уверена, что я все разгадала. а Достоевский по духу да (сцена в подъезде). а на что конкретное, подскажите?
@SKantor, да, люблю, исправлю очень светлые впечатления, хоть и через некоторую грусть) забавно, что мы к этому снова вернулись, уже познакомившись))
@lin_kis, почему-то МиМ сразу всплыло, как только дворецкий Петр вышел через окно, а потом вплыл обратно. И разговор с сатаной
@Nyut, на что именно из Достоевского не скажу, перечитывать надо, какой-то критик про близость Москвы с Записками пишет, я Записки не читала, но дух ФМ точно витает.
@Nyut, да, у меня такого спектора эмоций не было и близко)
@lin_kis, видимо, эта литература у нас уже в крови, вот и чувствуем)
@SKantor, рада, что мы такие разные. можно удивлять друг друга)
@psycho, I did it)) все, как обещала)
@Nyut, ты только сейчас заметила, что мы разные?) Хотя мнение чаще всего у нас совпадает) Не на 100% , но где-то на 85% ))
@SKantor, конечно, не только)) но все равно в памяти остаётся общее или близкое)
раз пошла такая пьянка.
заберу..
один вопрос - я аудио не слушаю, а как она будет читаться?)
посмотрим..ок))
@psycho, пьянка однозначная)) заберёшь, значит? это хорошо))
мне было тяжело, там все так эмоционально, текст просится на сцену, на моно спектакль тянет) при чтении у меня половина мимо пролетала. но это может быть моё личное. а у тебя хорошо пойдет
Ну почему же Булгаков((((
Мне Ваша рецензия, честно сказать, понравилась больше произведения)
@tz22, вплывающие в окно персонажи не могли вызвать другой ассоциации)))
Спасибо за позитивный отклик о рецензии))
Произведение у меня пошло со второго раза, признаюсь. сейчас открылись какие-то вещи, которые раньше не заметила, не оценила
@Nyut, я не был бы столь уверен в этом))
но твоя 10ка..вселяет интерес
@psycho, да, с этой книгой гарантировать не берусь, ты прав)