Рецензия на книгу Бильярд в половине десятого от humanus_infans

"И правая их рука полна подношений".
Германия, 1958 год.
Один единственный день, вместивший в себя историю четырех поколений семьи, да что уж там, историю целой нации.
Генрих Бёлль создает изумительный роман, наделенный чертами психологического детектива. Его герои как шары на бильярдном столе: вот, красный шар, принявший причастие буйвола, катится по зеленому полю, вот, белый "агнец" катится по зеленому, они образуют из пустоты сложные геометрические фигуры, похожие на хитросплетения человеческих отношений, такие же сложные как и сам роман.
Бёлль играет с читателем так же, как играют в бильярд Роберт и Гуго, каждый день в половине десятого утра в отеле "Принц Генрих". Автор выбрасывает нас на пять, десять, двадцать лет назад или вперед, как ему будет угодно. Десятилетия сменяются одно за другим, но мерилом этого времени, так или иначе, была и остается война. Отсюда неслучайно выливается центральный мотив в литературе, пожалуй, всей послевоенной Германии - мотив вины нации.
О чем может размышлять немец середины 20 века? Кто он? Агнец божий или гимназист, принявший причастие буйвола? Человеческая жизнь вдруг раскалывается на "до" и "после". Герои осознают то, что было, то, что есть теперь, но заглядывать в будущее не могут. Они не отпускают прошлое, или прошлое не отпускает их.
Каждый точно знает, что "одно движение руки может стоить человеку жизни так же, как и одно неправильно понятое движение глаз". Каждый хранит свою тайну, за которой чаще всего прячутся неоднозначные поступки, которые, как им думается, совершались по справедливости.
Есть ли что-то, что искупит вину, успокоит душу и память, вернет жизнь мальчику Ферди, который кидал маленькие записочки для семьи от арестованного, а затем сбежавшего сына, юноше, который бросал бомбы, чтобы у "буйволов" горела земля под ногами, девушке, которая была матерью, и которая отдавала в голодные годы все до последней крошки неимущим? Возможно ли положить к их ногам то, что создал твой отец?
Возможно ли будущее?
Эти тайны читатель для себя раскроет, но не сразу, автор умело будет подводить вас к разгадке, задавая, при этом, все больше и больше вопросов, в которых важны не сами формулировки, а ответы каждого из нас.
"То, что ... происходило во времени и пространстве, в этом отеле в восемнадцать часов сорок четыре минуты, в субботу, шестнадцатого сентября тысяча девятьсот пятьдесят восьмого года: теперь тебя уже не отбросят на тридцать лет назад и не кинут на четыре года вперед, на сорок лет назад, а оттуда
опять в сегодняшний день; то, что происходило сейчас, было стабильно, ограничено рамками времени, которое тащила вперед секундная стрелка, происходило именно в этом отеле, где из ресторана доносились бесконечные возгласы: "Счет, кельнер, счет!"
#флешмоб