Рецензия на книгу Антигона от andres
"Фиванская дева"
Это такое блаженство прикоснуться к нетленной классике, особенно, после неудачного опыта с современной литературой.
"Антигона" - небольшая трагедия, созданная "золотым мальчиком" своего времени. Да, Софокл, что называется, был победителем по жизни: богатые родители, явный литературный талант к трагедиям, престижная политическая должность стратега и даже спортивные достижения (он был отличный борцом). Девочки, наверное, так и вешались.
Эй, Софокл, привет из 2000-х! У нас тут Тимати, Стас Михайлов... с трагедиями туго, но вот про знаменитый русские комедии ходят слухи. Эх... Надеюсь через тысячу лет нам не придется передавать глиняные таблички от этого всего.
Когда неизвестный гражданин Вселенной еще не реинкарнировался в Шекспира - все страсти происходили на территории Древней Эллады. Греки любили красивые истории, да такие чтобы кипели страсти, лилась кровь или вино. В связи с этим два раза в год потомки ахейцев проводили театральные представления на празднике в честь Диониса, бога вина. Весной, в марте, обычно ставили трагедии. В декабре - комедии. Но у комедий был строгий ценз 18+ и никаких женщин. Грекпотребнадзор не спал.
Теперь покрутим тублер настроения на 180 градусов.
"Антигона" одна из семи уцелевших трагедий Софокла. Всего автор написал их около 120.
Сейчас сюжет может показаться простеньким и не цепляющим. У нас уже есть "Титаник", "Спеши любить". "Дневник памяти". Но если перенестись в 5 век до нашей эры - апогей расцвета Древней Греции - можно увидеть, какое впечатление произвела "Антигона" на людей. Прочитав, займитесь небольшой литературной археологией, и вы откопаете здесь трагедию любви, острые социальные темы, декаданс.
Финал не уступает "Ромео и Джульетте". Более того на протяжении чтения постоянно будет казаться, что Шекспир стоит за спиной и записывает каждое слово античного трагика для будущей рукописи. Очень много пересечений. Но англичанин поставит во главе угла любовь, а грек - закон!
Главная проблема "Антигоны" - вопрос, который волновал современников - противостояние земных законов и божественных. Несмотря на то, что в произведении несколько персонажей, главных всего три: Антигона, Креонт (царь) и Тересий (пророк). Указ царя противоречит воле предков, и тут Антигона проявляет себя в виде непреклонной девы, которая жертвуя собой смеет ослушаться Креонта, потому что это идет в разрез с культом предков.
За этими диалогами угадывается сам Софокл: Ни один царь не имеет право нарушать волю богов. Человек смертен и субъективен - а боги не ошибаются никогда, и ни один тиран не выстоит против них.
Греческий трагик придерживался этого принципа. Из-за этого Софоклу пришлось пойти против идей своего друга Протагора, которому принадлежит известная фраза: "ЧЕЛОВЕК - МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ".
"Нет, Протагор мне друг - но человек ничто против воли РОКА" - говорит Софокл.
Рок, выступает третьей стороной в этой трагедии. Он выше богов и человека, от него точно никому не скрыться и он уравнивает вещи...Но без спойлеров тут не обойтись, поэтому -
Очень рекомендую потратить 20 минут и прочитать этот достойный памятник Великих предков, которые копили свои знания две с половиной тысячи лет.
#БК_2017 (Книга, которой больше 100 лет)
Какая классная рецензия! И да-да-да в сторону Шекспира, записывающего с Софокла. Есть такое, точно есть. Причем если в Ромео и Джульете это "может показаться", то в "античных" пьесах Уильяма прям конкретный закос. Впрочем, это все равно не умоляет творений британца, кем бы он ни был на самом деле.
А про Софокла - интересно, сейчас какой-нибудь театр ставит классические греческие пьесы? Без осовременения и модернизации. Хотя вряд ли, все же театр старается быть актуальным...
@neveroff, И это очень печально... Я искал постановки по греческим трагедиям - их категорически мало, и все они не так известны. Я нашел отрывок из пьесы, поставленной по книге Жана Ануйя, там играет Евгений Леонов, мне даже понравилось очень понравилось. Но это интерпретация, персонажи там вовсе не Софокловские.
@andres, ну, сейчас актерам приходится доказывать даже актуальность Шекспира, чего уж мечтать про греков...
@andres, ух, рецензия цепляет! И захотелось побольше узнать про самого Софокла Но неужели 20 минут?
я в институте так радовалась, что не все произведения античных авторов уцелели, хаха, а то б заставили читать.
Рецензия крутая, и у меня в очередной раз захватывает дух от мысли, что вся европейская культура выросла из античной греческой, и в любом современном произведении всегда можно найти параллели с античностью. В общем, греческие трагедии - это мощное ядро. А греческую классику не ставят, потому что толком не знают как это сделать)))
@liu, еще бы и женщин пришлось не пускать=)
@rina_rot, женщины бы маскировались под мужчин, я даже в классе 5 об этом какое-то эссе писала)))
@Nyut, ну, зависит от скорости чтения. Но не больше часа точно.
@liu, Да. Я вообще поражаюсь греческой культурой. Ведь по сути она развивалась столько же времени, сколько культура европейская - две тысячи лет. Я слышал историю про женщин)
@andres, захотелось античного флешмоба или факультета. ты хорошо нагнал настроение)
@Nyut, Вот вот! Об этом я думал после прочтения
@Nyut, был исторический факультет, и античность мало кто стал там читать(((
@neveroff, и я могу понять почему не многие решили читать античную литературу. Я бы сама в жизни не прочитала бы что-то подобное Антигоне, если бы не нужно было во время учёбы. Почему-то чем старше литература тем страшнее за нее браться, по крайней у меня.
@neveroff, ну просто меня ещё не было на Ридли))
@SKantor, ну, вот вы сами, получается, и ответили на свой вопрос)