Рецензия на книгу Вверх по лестнице, ведущей вниз от El_nomeolvi

написала рецензию7 февраля 2017 21:09
Оценка книге:
8/10

"Как далеко все, что я встретила в школе, от нашей комнатки в общежитии Лайонс-Холл (неужели это было всего четыре года назад?). Как далеко все это от нашей университетской библиотеки, от Чосера! Как безнадежно далеко от учебника педагогики и от лекций профессора Уинтерса о психологии юношества. Я встретилась с юношеством лицом к лицу. Профессор Уинтерс наверняка никогда учеников в глаза не видел."

Что такое школа и с чем ее едят?
Это шикарная книга! Это то, что необходимо прочитать всем и каждому - будущим учителям, учителям уже знающим свое дело, как пять пальцев, а так же ученикам! Да-да, ведь обучение - это парная игра, учитель не может дать ребенку что-то, если ребенок не хочет и брыкается, чтобы не предпринималось.
Моя школьная жизнь была не так давно...и скажу я вам, что так все это и происходит, конечно многое изменилось к лучшему - ну, например, у нас не было разбитых стекол в классных комнатах, но это не мешало нам зимой в -30 сидеть в кабинете ИЗО и пытаться рисовать в пуховиках и варежках. А вот, кстати со столовыми ничего так и не изменилось - мало столов, стульев, огромные давки - безконтрольные ученики и ученицы - сходить поесть, как пройти квест "а выйду ли я живым и нераздавленным". Это была школа общеобразовательная... Но успела я на своем веку проучится и в школе частной - эх! Я не буду утверждать, что все школы плохи, но мне явно не повезло. Ученик не может быть в школе "Царь и бог", так быть не должно, потому что никакие знания не усваиваются в такой среде. Если я могу стать посередине урока и уйти, куда хочу и зачем хочу - это плохо. Если ученик может нахамить учителю - это неправильно. Если учитель - это просто наемный рабочий, а не ПЕДАГОГ - это не принесет никаких успехов в плане обучения и развития детей.

"Несколько блестяще одаренных учителей, которые - никому не известные и никем не воспетые - творят чудеса в своих классах. Есть и такие, кто искренне любит молодежь. Остальные, либо вообще сдались, либо вымещают свое зло на учениках."

Учитель - это действительно призвание, это не просто работа. Я смотрю на себя и понимаю, что я бы не смогла. Это не мое - и пусть я закончу педагогический с отличием, но не смогу я учить детей! Это нужно терпение, желание давать знания, понимание того, что не все, что говорит и делает ребенок - это со зла, возможно (а чаще всего так и бывает!) ему нужна помощь. Учителю необходимо видеть и понимать каждого ребенка!
Но...тут мы как раз и приходим к тому, что показывает нам автор. У учителей просто физически и морально не хватает сил на многое, потому что их заваливают какой-то ненужной писаниной - циркуляры, согласия, да и просто какие-то нелепые указы, которые отменют только что назначенные, просто невыполнимые, а иногда и совершенно бессмысленные. Это тяжело, и я знаю это, потому что моя мама когда то давным-давно работала учителем математики/информатики в школе - она действительно педагог, она любила работу, учеников (многие из них до сих пор с теплотой общаются с ней), но вот эти неимоверные обязанности, которые сваливались на ее голову, помимо именно учительских задач, просто высасывали все соки, да и согласитесь - оплата этого действительно очень тяжелого труда совсем небольшая.
Но самое страшное, что делает школа со своими учениками - это делает их серой массой. Ученик должен сидеть, как надо, быть одетым, как надо, читать то, что надо, отвечать и писать, как требуют того общепринятые правила. Нет, я не за анархизм, но где та толика свободы, чтобы каждый ребенок развивался и самоутверждался, а не выполнял все строго по кем-то написанным правилам. Почему нельзя приходить не в форме (о как удобно моему сыну второкласснику ходить в брюках и пиджаке!), а просто опрятно одетым (чем хуже просто джинсы и рубашка на выпуск, а сверху кардиган или жилет?). Почему нельзя писать сочинения, как думает ребенок, а не как "автор хотел сказать"? Почему надо учить именно это стихотворение, а не то, что действительно нравится у этого поэта? Почему нельзя давать детям чуть больше свободы, чуть больше вдохновения и возможности решать что-то самим, а не следовать системе?!

"Им не разрешают задерживаться в коридорах. Им не разрешают говорить, не подняв предварительно руку. Им не разрешают переживать слишком остро или смеяться слишком громко."

А что говорить о том, как спрашиваются в школе знания? Все не могу "нарадоваться" на ЕГЭ, я была еще в его первой волне, когда мы писали только русский - и как-то все было более менее понятно и не так страшно. Но что я увидела, когда была этим летом "наблюдателем" на ЕГЭ у старших классов - 5 камер в классе, 2 непроницаемых учителя спереди, я - наблюдатель сзади, парты под каким-то невероятным углом, который вемеряли часа 2 перед экзаменом, в туалет только с конвоем...это жутко! Серьезно, я не сдавала экзамен, но мне было страшно! И как мы хотим, чтобы дети нормально писали экзамен при таких условиях? Это же просто парализует, ни ногу не почесать, ни в потолок посмотреть - сразу шухер наводят, чтобы углядеть - нет ли шпаргалок. Это стрессовая ситуация - ребенок просто не сможет показать себя на 100%, это невозможно.

"Экзамен - больше цифры на бумаге, чем знания ученика."

Я совершенно не представляю, как менять что-то в среде образования, но понимаю, что перемены необходимы. Перемены необходимы, как в обучении учителей, так и в их подборе. Изменения необходимы в самом преподнесении знаний, в системе экзаменов, да много в чем. Я надеюсь, что через пару десятков лет над этой книгой будут смеятся и говорить "Серьезно? Такое могло быть?", а не "И у меня так было! Да и сейчас ничего не изменилось!".

Похожие рецензии
@anastasia92sd Анастасия 14 апреля 2014
Кто напишет о школе лучше настоящей учительницы? Бел Кауфман прекрасно удалось изобразить проблемы современной системы образования. И хоть книга написана почти полвека назад, она до ...Читать далее
@hloja_myrakami Хлоя Мураками 7 сентября 2014
Бел Кауфман начала читать благодаря флешмобу и @anastasia92sd, которая оставила ссылку на рецензию по этой книге. Привлёк сюжет, привлекло название, привлекло описание и структурность романа. ...Читать далее
@baska_kielbaska Бася Колбася 11 сентября 2014
Школа - это, наверное, самое тяжелое время в моей жизни. Свою школу и скверную роль ученицы я никогда не вспоминаю сквозь золотистую дымку "беззаботного детства": ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт