Рецензия на книгу Забавный случай с Бенджамином Баттоном от neveroff

В прошлом году в рамках игры "Экранизация" я специально брал одну из любимых книг Фламандская доска и сравнивал ее с отстойным фильмом, чтобы в очередной раз подчеркнуть: книга всегда лучше. На этот раз очень хотелось выровнять шансы. Чтобы фильмец был как минимум не хуже. Но на Зелёная миля, Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка и Форрест Гамп я уже писал, а перечитывать Унесенные ветром и Мост в Терабитию мне сейчас не хотелось. Других достойных я не помню. И тут я вспомнил как много положительных отзывов об экранизации маленького рассказа большого писателя Фрэнсиса Фицджеральда...
Мда... Что я могу сказать? Конечно, всегда приятно откопать в пыли и повесить на себя ярлык "я не такой как все", но иногда хотелось бы и проникнутся киношкой...
Но по порядку. Сначала история-канон, как ее задумал автор.
Некий Бенджамин Баттон рождается в довольно обеспеченной американской семье. На дворе вторая половина XIX столетия, все нормально. Всё? Нет, не все. Не нормально с самим Бенджамином, потому что он появляется на свет в возрасте "слегка за 70". Высокий, сутулый, с артритом, весь седой и длиннобородый. Но в трезвой памяти. И с острым эрудированным умом. Вот как быть родителям? Вроде - дитя. И не урод. И любят. По-своему. Но на лицо основная проблема мещанства - "не все как у людей". Потому что когда все взрослеют, он молодеет. В свои 2-3 годика Бенджамин зачитывается газетами, наслаждается сигарами и играет в шахматы с дедом, который выглядит точно также как и внук. А когда сверстники уже "старого" (по прожитым годам) Баттона подыскивают тихие и уютные домики для пенсии он садится на байк и тусит на всех вечеринках. Так как физически, морально и эмоционально ему 20-25.
И главная тема рассказа - высмеивание, ирония, сатира общества, которое не приемлет "иных", таких, которые выпадают из общепринятого стереотипа. Ключевая фраза истории - "Что скажут люди? Как мне теперь быть?". С этой точки зрения рассуждает отец "ребенка", потом его жена, сын... В общем, показано общество, которое способно любое врожденное отличие от остальных поставить человеку в вину.
"Он полагал, что отец, не желая выглядеть шестидесятилетним стариком, вел себя отнюдь не так, как пристало, а дико и отвратительно".
Автор буквально на десятке странице красноречиво, красочно и иронично высказался на счет всех этих общепринятых понятиях об этике и эстетике... В лучших традициях О'Генри и Пелама Вудхауса.
Теперь о фильме. Назвать это экранизацией у меня язык не поворачивается. От Фицджеральда осталось только имя главного героя. Все остальное - из головы сценариста и режиссера. Даже молодеет Бенджи по другому. Если в книге родился "полноценный" старик и постепенно превращался в зрелого, молодого, юного человека по ВСЕМ параметрам, то в книге он всего лишь как будто имеет какую-то генетическую аномалию во внешности. Потому что размером он был как младенец. И в пять лет думал и рассуждал как пятилетний, а в десять как десятилетний. А не как книжный прототип, у которого вся жизнь шла задом наперед. Отсюда совершенно непонятно почему в кино он стал уменьшаться и превращаться в ребенка к старости? Если он изначально был ростом с младенца. Я так понимаю, раз по их мнению родился младенец с морщинами и болезнями старика, то в конце жизни должен был получится старик с лицом и повадками младенца... А так что? Типа, все вернулось на круги своя? Короче, иная идея совершенно.
Я полностью согласен с Лерочкой (@lerochka), что в кино показана не история жизни Баттона, а история любви Баттона. Даже правильнее сказать - одиночества влюбленного Баттона. Но вот проблема - это какой-то совсем другой Баттон, не тот что в рассказе. И новый оказался мне совершенно не интересен.
Поэтому авторской истории моя оценка - однозначная "10". Кинцу - с натяжкой "5". По той же шкале. И то за счет актерского состава. "Экранизацию" (на мой отсутствующий вкус) спасает только игра Кейт Бланшетт и особенно Тильды Суинтон, жаль, что ее было мало. Все остальное - посредственно. Включая работу сценариста, написавшего совершенно иную историю... Хотя нет, вру. Две режиссерские находки зацепили:
1. Колибри. Красивая идея души, которая не может не летать.
2. Такси. Если хоть кто-то из длинного ряда людей сделал бы хоть что-то по другому, то все изменилось бы в ходе жизни... Не ново, но подано довольно прикольно.
Но имхо этого слишком мало...
Почему не логично в фильме с ростом? Все правильно. Рождается маленький ребенок, потом превращается в старика с ростом старика. Раз у нас идет обратный процесс, то старики с возрастом все меньше и меньше становятся. А вот в книге не логично все идет. Женщина рождает ребенка размером со старого человека? Ты представляешь размеры живота этой женщины в беременности? И он сразу образованный становится? Это не возможно, если он по идее даже речи человечков не разу не слышал
Родить полноценного чела? Мое воображение аж задохнулось... Блин, это прям американская богиня только наоборот... Еще и с длинной бородой щекотно, наверно, было)))
@lerochka, ты поняла о чем рассказ, Лера?)) Не важно возможно такое или нет. Весь прикол в том, что у человека вся жизнь задом наперед. А не просто ВЫГЛЯДИТ как старик в детстве и ВЫГЛЯДИТ как молодой в старости. В фильме главную идею, пардон, изговняли. Намутили очередную мелодраму и сделали очередного непонятого лишнего человека...
И не логично с ростом. Абсолютно. Почему он вдруг превратился в младенца, если он младенцем был уже раньше? Ты в старости будешь ростом как младенец, а? Почему он, рожденный 80-летним имел такой же рост как новорожденный? Если авторы переделали идею Фицджеральда, то в итоге запутались в своей же писанине. Короче, с 5 баллами киношке я явно завысил... Спасибо Тильде...
@nikfrock, вот такой сюрреализм начала 20 века))) Чтобы избежать проблем с щекоткой автор начал рассказ с уже сидящего в колыбели старика, который в нее не мог поместить свой тухес...))
@nikfrock, вот ты прям уместно про американскую богиню вспомнил, здесь вот что-то такое получилось)
@neveroff, еще пару моих комментариев за фильм и оценка до 2 упадёт?)
Мне лично фильм понравился больше. И поэтому я за экранизацию. А рассказ не то что не тронул, а просто прошёл мимо. И думаю, даже прочитав я сначала рассказ было бы также. А всё потому что слишком бегло прошла жизнь Бенджамина у Фицджеральда. Я даже не успела прочувствовать какова была жизнь у героя
@lerochka, я тоже думаю, что в данном случае не имеет значения прочитала бы ты раньше или нет. Я вообще не помню, чтобы тебя цепляли когда-то подобные сатирические штуки, так что этот рассказ - просто не твой жанр. А фильм, наоборот, твой. Лично я мелодраму в книге еще стерпеть могу, а иногда даже и получить удовольствие от нее, но в кино - нееееет...))
И насчет американской богини - согласен, что в точку. Рассказ же стеб, качественный и профессиональный. Но с учетом когда и для кого писался.
Но я теперь хочу поскорее Гэтсби перечитать. Подозреваю, что и эта экранизация меня удовлетворила исключительно в качестве "театра одного актера")))
@neveroff, так это сатирическое произведение было??? Вот честно, если бы ты не сказал этого, я бы не разглядела тут шутки. Но теперь... да, это не моё. Я всё восприняла серьёзно. И всё из-за фильма, смотря который я даже слезу в каком-то моменте пустила)
А что это тебе Гэтсби захотелось перечитать? Смотрела фильм и читала. Вот тут мне сложно сказать, что понравилось больше. Перечитаешь, напишешь рецензию, расскажу как восприняла фильм)
@neveroff, идея, конечно, супер, а реализация... хотелось бы один раз увидеть)))
@lerochka, я вот вообще всегда стараюсь быть уместным... получается, прям скажем, не очень, но главное же не победа))
@lerochka, вообще-то о том что это сатира и даже более - я написал в рецензии, причем дважды)) И с самого начала и бью на то что в кино испортили именно это - убрали комедию сделав драму. Поэтому и привел пример - как будто сняли "Войну и мир" в формате комедии абсурда. Т.е. ухайдокали главную мысль и довольны.
Гэтсби захотелось перечитать потому что дико понравилась манера Фицджеральда. А читал 100 лет назад. Фильм нормально. Потому что Лео актер с большой буквы. По сути из того что я видел у него лишь один провал - "Титаник", но там ему герой достался, которого по другому не сыграешь...
@nikfrock, не уверен, что хотел бы посмотреть на это))) там же даже кесарево надо делать от подбородка до...
@neveroff, вот так, два человека взяли одну и ту же идею, а истории получили разные. И каждая история имеет своих поклонников. А меня в фильме больше всего привлекла разница в возрасте. При чем такая меняющаяся разница в возрасте.
Забавно под одной и той же книгой, но в разных комментариях обсуждать эту книгу. Причем по разным вопросам)
А я была влюблена в того Лео из Титаника, а сейчас ну да, актер хороший)
А у Фицджеральда больше всего понравилась Ночь нежна
@lerochka, мне тоже забавно, что в двух ветках обсуждаем разные грани)))
а сейчас Титаник нравится? Он, собственно, именно девочковый такой... Дорогущий, зараза, по спецэффектам... Но Лео там не раскрылся имхо. Особенно это видно после Что гложет Гилберта Грэйпа, который года за три был снят..
Ночь нежна тоже в планах. И, собственно, эти три книжки и были достаточным минимумом для меня))
@neveroff, давно не смотрела и не хочу так сказать портить впечатления девичьих грёз)
Я бы тоже остановилась на Фицджеральде после этих трёх, но у меня в сборнике еще Последний магнат и По эту сторону рая
@lerochka, ну, если книги пойдут, то может и расширю список, но не думаю...