Рецензия на книгу Пена дней от liu

Наконец-то мне удалось оценить самый известный роман Бориса Виана. Ведь 10 лет назад я не смогла пробраться через первые страницы, а затем по какой-то причине не досмотрела также и экранизацию. Теперь же получилось проникнуться этим неповторимым загадочным миром с двумя солнцами, отрастающими заново разбитыми окнами и вообще странными законами физики, проникнутся особенным языком и стилем.
Тем, кто собирается читать Виана или уже прочёл, я очень рекомендую одну замечательную статью Виктора Ерофеева "Борис Виан и "Мерцающая эстетика", там очень ёмко и динамично рассказывается про этого невероятного универсального человека (музыканта, актёра, поэта, писателя, инженера, изобретателя, переводчика...) , который ярко горел всю свою жизнь и скончался на премьере экранизации своей другой книги.
"Пена дней" в своё время осталась незамеченной критиками, так как скрывалась за маской весёлости и лёгкости. Тут и сюжет до банальности прост, и начинается всё шутливо и дурашливо, и всё произведение настолько эклектично и пародийно, что клеймо несерьёзности в своё время не удивительно. Но несмотря на сказочность и символичность мира, который создал Виан, несмотря на то, что это не что иное как сумасшедшая и искренняя игра, драма в конце концов выходит на первый план, и комедия начинает биться в агонии под безжалостную пляску трагедии. И никак не ожидала я, что в этой сюрреалистичной атмосфере найдутся моменты, на которых мои глаза будут на мокром месте.
Трагедийность, фатализм и тема смерти очень хорошо отображают мироощущение самого Виана, ведь в достаточно раннем возрасте он начал страдать сердечной болезнью, которая поставила его перед лицом смерти. И в этом плане он напомнил мне Камю. Кстати его "Чума" и виановская "Пена дней" опубликованы в один год - 1947. Эти связи Камю и Виана было очень интересно обнаруживать, взять хотя бы ту же дружбу с Сартром. И по Сартру хочется написать отдельно.
В романе выведен персонаж Жан-Соль Партр, что является совершенно прозрачным намёком. Кому-то это упорное упоминание философа и шпильки в его адрес могут набить оскомину, для кого-то они могут выглядеть тошнотворно в лучших сартровских традициях. Но нужно помнить о том, что сам Жан-Поль хохотал над этой пародией и горячо её одобрял, печатая первые главы в своём журнале. У Виана и Сартра были хорошие отношения, несмотря на расхождения по многим идеям, но желчи по отношению к знаменитому экзистенциалисту в этом нет. А уколы были направлены в стороны недалёких поклонников, которые зачастую возводили всё это в культ, не понимали и искажали все смыслы.
Несмотря на главенство двух героев - Колена и Хлои, на самом деле повествуется о жизни 6-х друзей, прям как в знаменитом сериале 90-х. Образуется 3 пары: Колен-Хлоя, Шик (Чик от Чиккаго)-Ализа, Николя-Исида. И судьбы у всех получились разной степени трагичности.
Имена Колен и Хлоя тоже взяты не случайно - они в высшей степени пасторальны: пастух и пастушка. Они существуют в своей буколической идиллии и так хочется, чтобы она продолжалась, сами герои не верят, что им что-то может грозить. Ведь они так любят друг друга, они молоды, они счастливы, они прекрасны и богаты, разве может с ними что-то случиться? Это было бы несправедливо! Но молодым, прекрасным, наивным по сути детям (не по возрасту, а состоянию души) противостоит этот ужасный взрослый несовершенный человеческий мир! Для Виана подобные юные создания - это идеальные герои, он сам таким был, при этом понимая невозможность существования их во враждебной реальности, отсюда и трагичный исход.
Виан против всякого труда, кроме творческого. Этим пропитана и его жизнь, и "Пена дней". И для того времени - времени рабочих и фабрик, это было не слишком подобающим убеждением. Но писатель гордо держит свой протестный плакат: "Нет подневольному труду". Его герои не хотят работать и высказываются об этом прямо. Рабочие вырисовываются в книге уродливыми, надменными и ненавидящими свободу и свободных. И вместе со своими героями автор с удовольствием потоптал бы знамёна тех, кто считает труд священным.
Виан против войны, военных и оружия. Он пацифист. Военные в его книгах тоже уродливы в моральном значении, так же как и полиция. Для выращивания оружия в его романе используется тепло человеческого тела, в результате чего из человека высасываются все жизненные соки, - совершенно понятная и невероятно яркая символика. Война высасывает жизненные соки из каждого в отдельности и из общества в целом.
Виан против церкви. Помимо шпилек в адрес священнослужителей, есть в романе замечательная сцена: разговор Колена с Христом, которую верующие люди безусловно могут счесть богохульством. Но сцена прекрасна, смешна, что усиливает трагичность ситуации. У Виана церковь - продажна, и разве он далёк от истины?
Жизнь Бориса Виана мчалась на всех парах, была до невероятия яркой и эклектичной, таков и его роман, сочетающий в себе всевозможные жанры и пародии на них. Он воспевал творческое безделье. Как и его герои, он хотел всех благ - путешествий, отличной еды, развлечений и счастья отдельного индивида. Но именно из-за невозможности этого его придуманный мир, так нежно сконструированный, залитый красками и блаженством, оказывается хрупким и в результате рушится. Этот мир сгорает в ярком пламени сожжённых книг Партра, погребается под развалинами вместе с фанатами экзистенциализма, задыхается вместе с героями, корчится в предсмертной агонии и ничто не может ему помочь. И счастье остаётся всего лишь мечтой.