Рецензия на книгу Сердце от lusso
Сложно переоценить значение творчества Нацумэ Сосэки для японской литературы. Он не только оказал огромное влияние на становление и развитие японского реализма, но и стал учителем следующим поколениям японских писателей.
Своё первое прозаическое произведение Нацумэ написал в 38 лет, услышав от своего товарища, поэта Такахама Кёси, что это поможет ему приободриться. Уже тогда он страдал нервными расстройствами. Но здоровье и психическое (большое депрессивное расстройство и, если верить некоторым японским источникам, шизофрения), и физическое (множество заболеваний, от туберкулёза в 94 году до язвы желудка, которая и свела его в могилу) только ухудшалось. И это, несомненно, одна из причин, почему стиль его более позднего творчества стал довольно мрачным, пессимистичным. В работах чувствуется подавленность, а одной из тем становится раскрытие тёмной стороны человеческого сердца.
К этому периоду позднего творчества и принадлежит роман «Сердце». Стоит иметь в виду, что «кокоро» - не только «сердце», а ещё «душа», «чувство», «ум».
Здесь, как и в некоторых других своих романах, Нацумэ обращается к теме идентификации молодёжи: конфликт поколений, который к тому же представляется и как проблема взаимоотношений старой и новой Японии; поиски «выхода» для преодоления кризиса и обретения душевного равновесия; духовные трагедии, основанные на столкновении индивидуалистической морали с изменившейся действительностью.
Роман показывает переломный момент в истории Японии – конец эпохи Мэйдзи, ознаменовавшийся смертью императора Мэйдзи и самоубийством генерала Ноги. Рубеж времён, когда естественные для Японии «честь» и «достоинство» ослабевали, а на их место пришли «эгоизм» и «инстинкт собственника».
Все эти внутренние противоречия подводят лишь к одному пути – смерти. Здесь есть смерть как моральная, так и физическая. Сэнсэй, погибший сначала духовно, выбирает смерть тела, как единственный выход.
Уникальная способность смотреть в саму суть вещей, удивительно точно передавать страдания человеческого сердца сделали Нацумэ Сосэки не только великим японским писателем, но и признанным классиком мировой литературы, идеи которого оказались способными ответить на запросы современного общества.
__________________________________________________
Что касается экранизаций, то с фильмами я пока не знакома, но когда-то давно видела аниме-адаптацию, входящую в состав Aoi Bungaku Series. Так и состоялось моё первое знакомство с японской литературой. На «Сердце» выделено две серии, из которых первая является изменённой вариацией третьей части книги, а вторая – и вовсе те же события предыдущей серии, только глазами К. Если не считать расхождений с оригиналом, вышла вполне неплохая вещь. Но, как и в случае с остальными адаптациями оттуда, до уровня книг, бесспорно, даже близко не дотянули.
Очень советую экранизацию 1955 года. Она очень точно следует сюжету и выражает почти все идеи и атмосферу книги.
Приятно, когда книги оказываются настолько близки, а авторы знакомы. Про биографию тоже полезно узнать. Об аниме-версии даже не догадывалась, тут я не ориентируюсь совсем. Поздравляю с первым завершённым курсом! Ещё и высшебалльный финал)
В рулетке предлагаю сильную историю мальчика с большим сердцем - "Кес" (1969)
очень понравилась рецензия, я даже вспомнила книгу) тоже кст понравилась в свое время
интересно будет услышать отзыв о экранизации, сама-то так и не добралась
@liu, Обязательно тогда посмотрю)
@cupy, Биографии японских писателей XX века - чуть ли не моё хобби, если можно так выразиться, а Нацумэ был одним из первых в моей "коллекции", так что не могла удержаться :D И вот в анимешной тематике я как раз ориентируюсь, в отличие от кинематографа, к сожалению)
@chupacabra, Когда доберусь до экранизации, то постараюсь потом как-нибудь поделиться впечатлениями)
@lusso, как интересно, я пока совсем мало такого читала, и в этот раз только Абэ успела. Но придёт время и Нацумэ) Значит, уже как минимум вторая киношница разбирается в аниме, в отличие от меня.. Сожаления можно и устранить за эти 3 курса)
@lusso, как интересно, я пока совсем мало такого читала, и в этот раз только Абэ успела. Но придёт время и Нацумэ) Значит, уже как минимум вторая киношница разбирается в аниме, в отличие от меня.. Сожаления можно и устранить за эти 3 курса)