Рецензия на книгу Мастер и Маргарита от lerochka
Если не ошибаюсь, то это четвёртая попытка прочитать МиМ. И в этот раз я всё же это сделала. Слышала не раз, что до этого произведения нужно дорасти, имея в виду, что у каждого свой возраст принятия этого романа. И не сказала бы, что наконец-то доросла для понимания МиМ. До этого, возможно, мне еще далеко. Просто в этот раз с самых первых строк меня захватил сам текст, чего не было в предыдущие разы. И вот, получая эстетическое наслаждение от булгакоского построения слов, растягивала это состояние как могла. Но всё же от этого меня отвлекал сюжет, как ни странно это звучит.
Сюжет мало того что малопонятный, многогранный и замысловатый, так его еще и сложно собрать в целую картину. Но всё же я бы выделила тут три основные не мой взгляд сюжетные линии.
1. Главные герои Мастер и Маргарита, которые как оказалось далеко и не такие главные и которым не так много места в романе предоставлено. Если честно я даже не совсем понимаю, зачем была введена эта линия любви. Чтобы показать на что способна довести женщину любовь? Что влюбленным достаточно шалаша и в аду? Или показать как на произведение может повлиять определенно выбранная муза? Для чего? По ходу чтения я, конечно, не задавалась этими вопросам, скорее это так, размышления после. Вообще, хотела просто написать, что эта тема была мне наименее интересна и показалась недостаточно яркой. В плане описания чувств влюбленных, а не их поведении и поступкам.
2. История Иешуа и Понтия Пилата. И заинтересовала она не с религиозной точки, а с исторической. Эту часть оставлю без комментариев по некоторым личным соображениям. Хотя именно об этой сюжетной линии можно говорить часами.
3. Делишки Волондской свиты в Москве. Эта часть мне всех больше понравилась. Во-первых, меня привлекли персонажи этой компашки. Во-вторых, поражало воображение Булгакова в части их развлечений. По-другому их действия даже никак не могу назвать. И в-третьих, они меня безумно веселили. Больше всех понравившаяся сцена сеанса в Варьете. Скажем так, натолкнуло на некие ассоциативные сравнения, от чего было очень смешно.
Персонажи. В книге столько героев, даже очень много, что с одной стороны сложно всех запомнить, с другой без упоминания какой-нибудь второстепенной роли теряется частичка романа. Одни были интересны своим поведением, другие мыслями, а кто-то смыслом появления.
В целом, несмотря на восхищение в рецензии, не могу поставить высший бал. Потому что в романе есть как восхищающие вещи, так и есть с чем поспорить или даже поругать. Но само чтение осталось приятным и явно запомнится своим своеобразием на фоне других книг.
Я как в школе прочитала раз от корки до корки, так мне хватило. Пока я тоже думаю, что не доросла)
На тот момент мне тоже часть с компанией Воланда нравилась и веселила)
Про историческую часть Понтия Пилата. Я наверное сейчас окажусь смешным, но всегда думал, что Понтий - чисто мифологический персонаж, в смысле - только в Библии. И буквально пару недель назад узнал, что это реальное историческое лицо, с датой рождения и смерти, должностями и т.д.
@rina_rot, я в школе не смогла осилить Мим. А теперь не понимаю, как можно такое школьникам давать? По мне слишком сложно, а местами откровенно)
@neveroff, серьёзно? А нам в школе на уроках истории его упоминали. И причем без привязки этой истории. Не помню было ли это в учебниках, возможно, просто учитель рассказывал. Хотя да, многим он знаком в связи с Иисусом
@lerochka, да, сложно, особенно про Понтия. В том же году вышел сериал по мим. Мы плюс еще и его на уроках пытались обсуждать. Но я вообще ничего не помню, что говорили мы.
@lerochka, у нас в школе не было МиМ, зато пока поп выдерживал был урок Слова Божия... Потом он понял, что обирать прихожан проще и перестал ходить.
Поэтому - честно, знал только из Библии и от Булгакова.
@neveroff, урок Слава Божия? А это в каких годах и где было? Удивил предметом) Я знаю сейчас это модно, а тогда...
@lerochka, Это было весной 1991 года. Третья четверть, но не до конца. Он сбежал... В основном от нестандартных вопросов...
Было в Одессе, в гимназии. К слову - единственная нормальная школа из четырех в которых я учился...
а что тебе понравилось меньше всего?
меня вот от ведьмы на метле в сон клонило
@psycho, меньше всего мне понравился бал. И мне кажется это из-за параллели с Фаустом. Там было подобное, но прописано более ёмко и подробнее. А тут как будто в режиме перемотке и не понятна сама цель этого бала. Да вообще мне не понравилось то, что многое было не понятно)) В смысле, зачем эта сцена или другая и какой она несет смысл. Понятно дело не в авторе, а в моих недостающих знаниях. Но мне всё же это мешало.
@lerochka, почитай Великий канцлер, там масса комментариев с объяснениями - где спрятан Демьян Бедный, где какой актер или министр и зачем какая сцена. Вернее - о чем Булгаков думал, а не зачем.
О, я еще с Искусств помню, как кто-то не мог прочесть. Поздравляю с четвертой удачной попыткой: было интересно прочесть ваше мнение.)
А я в 11 классе 2 раза прочитала книгу, была в восторге. Нравилось беседовать по книге с учительницей. А вот сейчас как раз боюсь перечитывать, потому что впечатления могут не быть такими яркими.
У меня в голове линия Мастера и Маргариты уходят в сторону относительности, неоднозначности, небанальности противопоставления добра и зла, какого-то другого понимания этих точек. Любовь, творчество, человеческое - более сложно и одновременно более просто , чем деление на белое и чёрное. Куда-то в эту степь, точной мысли нет, есть только образ и ощущение
@lerochka, поиск сути - обязанность читателя, ее наличие - обязанность автора))
@neveroff, спасибо, надо по горячим следам почитать.
@shtrey, устала тянуть)) Это одна из книг, которые очень долго находились в ожидании. А таких очень мало.