Рецензия на книгу Сердце пармы, или Чердынь - княгиня гор от cupy

Пам видел души человека - две, три, пять, у кого сколько есть. Душа-ворон живёт с предками. Душа-филин с духами. Душа-сокол с богами. Душа-лебедь - там, выше богов, где движутся судьбы. А последняя душа, живущая с людьми, у всех разная - у кого утка, у кого воробей, у кого ястреб. В хакане пам не увидел ни одной души. Он был глух и целен, как камень. (с)
На ридли размещена красивая обложка к этой книге, но гораздо чаще и вообще доступна нынче в магазинах та, которая усеяна идолами. Изначально я на неё не ориентировалась, но в итоге поняла, что зря легкомысленно отнеслась к теме – это было скорее предупреждение или даже предостережение. Тема язычества здесь освещена очень широко и по меркам нескромно солидного романа это вдвойне много. Сомневаюсь, что захочу читать Географ глобус пропил, но для меня отныне Алексей Иванов подобен туману. Я взяла его книгу с мыслью, что может не пойти, но она мгновенна заполонила собой окружающее пространство, и стало ясно – пути назад нет. Да не очень и хотелось, ведь читать историю в художественной форме интересно, и вдвойне в случае не переводной литературы. Тут язык дышит. В таких случаях веришь в вечную душу, потому что внутри отзывается личность, которой подобные реалии знакомы, хотя дело и было давным-давно.
Описывать сюжет не только сложно, но и почти бессмысленно. Это наша история – когда на смену язычеству пришло Крещение, но люди всё равно оставались «тёмными», и поэтому верили в потустороннее. Хотя о чём это я, и у нас есть «Битва экстрасенсов» да канал РЕН ТВ. Ещё одно подтверждение, что меняется малое, а суть остаётся.
Описан сложный период Руси, когда было разделение на мелкие княжества, меж которыми вечно велись войны. Но даже мне как не любителю агрессии и человеку, отказывающемуся от «Игры престолов» и прочего было интересно и увлекательно. Естественно, такое чтение принесло и новую информацию. В детстве мальчишки запугивали нас страшилками, среди которых было посажение на кол. И этот архиужастик настиг меня в данной книге. Более того, он усугубился сначала подробностью о том, что несчастный мог прожить так ещё несколько часов. И уточняя написание, я ещё и наткнулась на соответствующую картинку. При этом никакие жуткие впечатления не перекроют восторг от книги. В списки она попала в последний момент, но крайне удачно.
Отдельно стоит сказать про слог. Он насыщенный и даже по-своему благородный. Начинала читать, потом пришлось перейти на аудиокнигу, но всё-таки восприятие не было сложным. Возможно, потому что до ридли я немало читала Сергея Алексеева, и он казался гораздо хлеще, хотя не упуская варианта, что это только на тот момент.
-------------Про кино+сравнение с книгой------------
Книгу можно изумительно экранизировать, но это скорее нереалистичная фантазия. В ней есть всё – увлекательность, актуальность. Но в действительности у нас исторические фильмы на не самом хорошем уровне и мне бы даже самой не хотелось увидеть результатом что-то типа Коловрата. Вот Алексею Герману доверила бы, но боюсь, что не хватит у нас возможностей для достойного переноса, включая финансовые. Такое нужно снимать с должным размахом.
Вот эта книга в списках стала особенной, потому что я её за месяц дважды прочла, 1-й раз для академии, а потом, как ты знаешь, долго не думая побежала книгу для Вани покупать ко дню рождения. И всё оставшееся время до вчерашней ночи как раз мы читали Парму друг другу вслух. Причём по-второму кругу читать мне было ещё интереснее даже. И теперь рада, что и тебе удалось погрузиться в русское средневековье. У нас кстати как раз обложка с идолами.
Фильм будет такой: "Суровое испытание" 1996 года, на который я сейчас наткнулась совершенно случайно. А посмотрев на название в оригинале случился момент узнавания. Совсем недавно рассказывала нашему британскому другу-пенсионеру про "Искупление" Макьюэна, а он вспомнил пьесу Артура Миллера "The Crucible", и я ему пообещала прочесть её. А вот этот фильм неожиданно оказался экранизацией этой пьесы. Так что фильм я тоже буду смотреть после того, как пьесу прочту)