Рецензия на книгу Карусель от AprilDay
Все-таки Сомерсет Моэм во многих произведениях - всего лишь светский сплетник. Но при этом сплетничает он так изящно, злословит так утонченно, да еще так умно умудряется сохранить нейтралитет в мелких стычках, неизбежных в узком дружеском кругу, что я готова снова и снова слушать его истории.
Не помню, кто сказал: то, что в высшем свете выглядит как драма, в мире простолюдинов - уголовная хроника. То, о чем идет речь в "Карусели", могло случиться и случается и в особняках и в малосемейках. Разница лишь в том, что в лимузине более комфортно рыдать, да и деньги все же облегчают страдания. И вот история трех браков, трех мезальянсов, и нескольких супружеских измен. Никаких обобщений, никакой морали, нравоучений. Если отбросить декорации, на передний план выступает человеческая природа в чистом виде: страсть, эгоизм, самопожертвование, любовь, гнев, ненависть, страх...
Пара номер один: Белла и Герберт. Газетные заголовки: Греховный каприз сорокалетней дочери священника!
Пара номер два: Бэзил и Дженни. Газетные заголовки: Сын леди Визард женится на официантке, чтобы прикрыть грех!
Пара номер три: Реджи и Лория. Газетные заголовки: Актриса совратила юношу из хорошей семьи!
Три пары объединяет знакомство с тетушкой Ли и доктором Фрэнком. К ним приходят за помощью и утешением. Их отличительная черта - они видят своих друзей насквозь и при всей любви к ним не собираются им лгать ради их удобства и душевного покоя.
Книга грустная, осенняя, но осень эта прекрасна. Я поражена, что Сомерсет Моэм написал эту книгу в тридцать лет. Сам он считал ее неудачной, но боже мой, если бы все неудачные книги были такими. И все же, честно говоря, мне мешали описания природы. Они так не идут Моэму - рассказчику! Еще герои-мужчины получились плоскими и все похожи друг на друга. До середины книги, если не больше, приходилось то и дело вспоминать, кто есть кто.
Кому-то может не понравиться, что в "Карусели" заложено множество эпизодов и сюжетных линий, которые встретятся позже в других романах. Линия Бэзила и Дженни окрепнет и вырастет в книге "Бремя страстей человеческих", история Реджи и миссис Кастиллион подарит некоторые свои эпизоды истории Джулии Ламберт и Тома Феннела, Фрэнк похож на Ларри из "Острия бритвы" своим стремлением скитаться по свету. Но я люблю такие узнаваемые переклички, тем более ситуации повторяются не один-в -один, а в разных вариациях. Также тетушка Ли - родственница Берты Крэддок, и приятно было услышать об этой героине еще раз. Не верю в перевоспитание некоторых героев. Возможно, и сам Моэм чувствовал наигранность, например, миссис Кастиллион, ведь в следующих романах, если не ошибаюсь, у него нигде нет описания любящих и счастливых мужа и жены.
В остальном мой любимый автор ничуть не разочаровал, а в очередной раз порадовал. Мудрость и тонкий психологизм, знание человеческой природы выражены в остроумных точных афоризмах. Не имею привычки записывать понравившиеся цитаты, и при чтении Моэма всегда об этом жалею.
Чему я учусь у этого автора и у его героев: мудрости принять то, что изменить невозможно. Объясню на простом примере: мы приучены с детства спасать, "брать на буксир", давать советы, "подтягивать" и помогать. Желание самого спасаемого как бы подразумевается. Но по факту ни одного, допустим, пьющего человека нельзя превратить в трезвенника усилиями его родственников и друзей, ни одну несчастливую семью нельзя привести в порядок, пока сами муж и жена не договорятся. Надо иметь мудрость не лезть с советами и помощью, пока тебя не попросят, как бы близко не воспринимались проблемы окружающих. Благодаря Моэму и таким героям как тетушка Ли я начинаю понимать, что это не эгоизм и равнодушие, а единственно возможный вариант поведения здравомыслящего человека.