Рецензия на книгу Карусель от neveroff
"Ну разве не истинный англичанин? Он культивирует соблюдение приличий даже в аморальности!" (с)
Ну все, я нашел у Моэма книгу, которая хоть в какой-то степени может конкурировать с великолепным "Театром". В принципе, благодаря уровню и количеству аристократических колкостей.
Роман начинается с человека, который не будет присутствовать в сюжете. Мисс Элизабет Дуоррис - весьма пожилая и не менее весьма богатая дама. И очень вредная. Ее главная страсть - ненавидеть родственников. Ее главный страх - быть в доме одной. Вот и как ей с этим быть? Естественно, приглашать гостей и утолять страсть. Бабулька измывается и изгаляется над всей родней, включая кузин и кузенов, племянников и племянниц до какого-то 75 колена. Всех, кроме одной. Шикардосной мисс Ли из романа Миссис Крэддок.
У них такая "любовь", что я, если честно, желал бы получить книгу исключительно о них двоих. Дотошная мегера с "я так сказала" на лбу и язвительная задавака с "да пошла ты" в улыбке - фейерверк, а не парочка. Поэтому был очень расстроен, что Элизабет из повествования выведена...
Но теперь мисс Ли - богатая наследница и может заниматься своими делами: наблюдать за людьми и отпускать в их сторону саркастические колкости. Вот удаются Моэму стервы, такие они у него вкусные получаются, ммм. Мисс Ли можно воспринимать как интеллигентный вариант знаменитой Ханум из Тифлиса. Только такой вариант, который не лезет в чужие дела. Совет даст, если спросят. Но в принципе предпочитает наблюдать: что примитивные людишки будут делать с веревкой и мылом. Если мыться и в горы - то, она просто поржет. Но в крайнем случае, конечно, вступит в дело. Хотя тоже ненавязчиво.
"Любопытство — мой главный порок, — ответила мисс Ли, — но только не бестактность".
Умничка.
Вокруг главной героини роется целый город людей со своими страстями и неповторимыми характерами. Они такие разные, и паруются в разносоциальных, разнокультурных и разновозрастных форматах.
Так как Моэм позволяет себе быть циником, то и я совершенно бессовестно превращу трагедию в комедию.
Итак, попсовый хит-парад отношений в романе Сомерсета Моэма "Карусель":
1. Зрелая Белла и юный Герберт с песней Земфиры "Но у тебя СПИД и значит мы умрем".
2. Высокородный Бэзил и официантка Дженни с песней "Агаты Кристи" "Я на тебе как на войне"
3. Мамочка этого Бэзила и вся сотня ее мальчиков с песней Ирины Аллегровой "Я построю гарем на 400 мест"
4. Замужняя миссис Кастиллион и маменькин сынок-альфонсик Реджи с песней Таисии Повалий "Ты мой единственный, хмельной и сладкий грех"
5. Мамаша этого Реджи с репликой из КВН "А Сережа молодец"
И так далее...
Каждая пара, да и каждый персонаж в отдельности, достаточно комичен, даже несмотря на человеческие драмы, порой необратимые и страшные. Чего только стоит вышеупомянутая мамочка Бэзила, прошедшая через прессинг суда и позора, но в свои "хорошо под пятьдесят" выглядит и чувствует себя так, что очередной юный ухажер может предположить: ее сын Бэзил (ровесник, а может и старше даже) - его предшественник по ложу.
Или отношение к аристократии: мнение о даме по ее поведению складывается такое, будто она не просто вульгарна, но и непозволительно доступна. Короче говоря - замужняя женщина ведет себя в обществе как эксцентричная шлюха. Но как только те же люди, кто пять минут назад считали унизительным сидеть с ней за одним столом, узнают про ее высокородных родственников до прапрапрапрапрадедушки включительно, они резко считают ее весьма элегантной и просто слегка экстравагантной.
Все как и сегодня. Лицемеры всех стран, объединяйтесь.
Единственный дуэт, который выглядит даже в некоторой степени мудрым на фоне остальных клоунов - это мисс Ли и ее молодой друг Фрэнк Харрелл. И хорошо, что между ними нет проявления страсти, а только что-то такое - целомудренно-флиртующее. Причем в формате интеллектуальности. Думаю, именно подобный симбиоз позволяет этим двум героям претендовать на звание весьма наблюдательных, язвительных, сатиричных, сарказмирующих, реалистичных и притягательных особ. За что люблю и уважаю.
— Вы в кого-нибудь влюблены?
— Вы же знаете, я никогда не позволю своим симпатиям перерасти в нечто большее, пока одиноки вы, — рассмеялся он.
— Заметьте, я не пытаюсь поймать вас на слове и не тащу за волосы к алтарю. У меня нет соперницы?
— Что ж, если вы меня прижмете, я признаюсь.
— Чудовище, как ее зовут?
— Bilharzia hoematobi.
— Господи Боже!
— Это паразит, которого я изучаю.
В очередной раз спасибо, мистер Моэм. Эту книгу перечитаю обязательно. И не раз.
Вот я даже не думала, что ты слушаешь такую музыку ))
@AprilDay, ну так и правильно думала, что не думала.)) но когда летом, в жару, спишь с открытыми окнами, и около полуночи с пляжа мимо дома возвращаются "понаехавшие", то в их исполнении прослушиваешь весь репертуар современной попсы, от "Фабрики" до Тимати. Так что хочешь-не хочешь, а в курсе.)) А осенью арабское и индусское диско входит в моду - там у них какие-то праздники и уже студенты-иностранцы изгаляются.))
@neveroff, вы там прямо на семи ветрах.
Я вот только не поняла, разве это одна и та же тетушка, в Карусели и Миссис Крэддок?
@AprilDay, другая тетушка. Не та, что в доме жила.