Рецензия на книгу Происхождение от neveroff
Второй сезон Писательского факультета я решил начать с писателя, который для меня из предложенной шестерки выглядел самым трудным и неприятным. Да, книги Брауна вызывают у меня такое странное отторжение, хотя и тема "моя", и загадки очень люблю и все такое. И при этом я прочел у него все, кроме брошенного на трети "Инферно". И вот - новый роман, на который я бы и не посмотрел, если бы не "Академия". Видимо, Браун - моя персональная карма...
Учитывая все вышесказанное я решил использовать принцип "Если изнасилование неизбежно, расслабься и постарайся получить удовольствие". И тут свершилось чудо: мне понравилась книга! И я даже поставил ей максимальную оценку в библиографии писателя (до этого были 4 и 5).
Сюжет: Эдмонд Кирш - гений научного мира, великолепный аналитик, чьи прогнозы в различных областях неизменно были точны. А заодно (или - как следствие) он еще и один из самых богатых людей в мире. И вот такой человек заявляет, что сделал невероятное открытие, которое перевернет мир, опровергнет все известные религиозные догматы, да и отменит религии как таковые, ну и вообще с завтрашнего дня все будет не так. Его открытие дает ответы на важнейшие вопросы цивилизации: "Откуда мы произошли?" и "Куда человечество идет?".
Объявить об открытии предстоит в шикарном испанском Бильбао. Туда же приглашен и извечный персонаж Дэна Брауна Роберт Лэнгдон, который учил виновника торжества в Гарварде.
И вот, в разгар презентации, транслируемой на миллионную аудиторию, в Эдмонда попадает пуля киллера. Личность киллера нам известна с самого начала. И, кстати, эта личность совсем не вызывает негатива. А вот кто его нанял, киллера этого - огромный вопрос. Для всего человечества и даже для него самого. Для читателя тоже, полагаю Браун задумывал интригу. Судя по тому как эмоционально изливал в конце Лэнгдон свою реплику "Вот оно как", так уж точно - это была детективная линия. Только пшиковая. Т.к. Браун слегка переборщил с подсказкой и я понял что произойдет и кто будет за этим стоять еще когда мистер Кирш был жив.
Пожалуй, это можно отнести к минусам книги, но Дэн Браун никогда не умел писать детективы, так что это ожидалось. Как и N-ая доля нестыковок, несуразиц и перебор с техническими возможностями. Эти глупости у него кочуют из романа в роман. Фишка такая, видимо. Ну, например, компьютер сообщает Лэнгдону и его очередной "девушке Бонда", что здание целиком управляется искусственным разумом и тут нет ни одного сотрудника или обслуживающего персонажа. И на ТОЙ ЖЕ странице, когда Роберт решает убрать лестницу (чтобы не проходить под ней - плохая примета) компьютер говорит: лестница поставлена специально, и тех сотрудников, кто отказывался под ней проходить, увольняют. Это как? Все отказались и всех уволили? Ведь только что нам сказали, что сотрудников тут как бы не надо чисто физически. Или это компьютерный юмор?
А есть и более жесткая ошибка, но не могу сказать из-за раскрытия сюжета. Ошибка в том, что Лэнгдон не задал в финале вопрос, который обязан был задать, чтобы поставить собеседника в тупик и сбить так сказать спесь.
А теперь о плюсах.
1. Браун любит искусство. Не знаю насколько он в нем разбирается. Надеюсь получше, чем в технических вопросах, где выдает себя за гуру, а на самом деле - профан. Но когда на его страницах попадаются живопись, архитектура или скульптура читать становится очень интересно. А здесь в начале место действия - музей современного искусства. Трудно было не залипнуть.
2. Опять же про искусство. Браун дал такое простое объяснению термину современного художника, что я прям аплодирую. Нет, ничего нового он не сказал (это же Браун, в конце концов - идеальный оратор чужих идей), но сформулировано очень доходчиво. Те, с кого он эти слова брал объяснялись пространнее.
Цитата от Дэна: "В мире классического искусства произведение ценится за мастерство автора, то есть за его умение работать кистью или резцом. В современном искусстве на первый план выходит идея. А исполнение отступает на второй."
Можно было сказать еще более кратко, но по-моему все равно четко и по делу.
3. Открытие Эдмонда Кирша. Вот за что спасибо автору, так это за озвучивание данной идеи. Нет, само по себе открытие меня вообще не впечатлило. Лично я ничего из сказанного не назову таким уж вау, из-за которого мог бы начаться тот сыр-бор, который начался в Интернете и в печати с ТВ. Даже с учетом, что мистер Кирш ранее никогда не ошибался. Идея как идея, вполне логичная и если говорить откровенно - не нужно быть ученым, чтобы к этому прийти.
А спасибо за то, что не сделал "никто так и не узнал, что хотел сказать доктор Кирш". А мог бы.
4. Любопытный взгляд на теорию Дарвина. Тот, если помните, говорил об эволюции видов. Выживает сильнейший и все такое. Но герой данного романа нашел интересный ракурс: если сама изначальная жизнь зародилась в так называемом первичном бульоне, то откуда взялся этот самый сильнейший? Оттуда же? А почему один сильнее, другой слабее?
И самое классное: почему господин Дарвин, дойдя в теории эволюции до человека, остановился? Кто сказал, что мы - конечный, а не промежуточный вид?
5. Теория большого взрыва. Я никогда об этом не задумывался, но знаменитая формула отсчета создания Вселенной, действительно, работает так, как рассказывают в школе, только при подстановке значения времени выше нуля. Т.е. хоть миллисекунда, но уже должна пройти. А что происходило в нулевой момент? Там такое при "время равно нулю", что просто круто. Если это правда, конечно - я не проверял. Однако это "круто" не вписывается в рамки теории и наука данный вопрос подмела и выбросила в мусорку.
6. Это главный плюс. Впервые Браун как писатель умудрился держать меня в напряжении. Мне было интересно. Хотя и в плане расследования делать нечего. Но научная сторона - завлекла.
Минусы я уже говорил, но повторю и дополню:
1. Нулячая загадка убийства.
2. Плохая работа с материалом (противоречия самому себе, технические ошибки, подмена внешними эффектами логики реальности).
3. В "Благодарностях" Браун говорит, что придумал книгу, когда слушал андеграундную классическую композицию авторства родного брата. Я не буду говорить, что это неправда. Но в то, что перед прослушиванием католической «Мессы Чарльза Дарвина» Дэн не проштудировал все части "Терминатора", "Матрицы" и комедию "Эволюция" - в это я не поверю никогда.
Вывод: на удивление добротно. Еще книг 30 и Браун может научиться писать нормально. Шутка.
А вообще я не знаю, что повлияло на благосклонное восприятие: улучшенный уровень романа, отличный перевод, прекрасная работа чтеца (а это факт - Александр Клюквин прочитал на высочайшем уровне) или мой настрой про изнасилование... Но я доволен, начало курса обнадеживающее.
П.С. Здесь меня даже Роберт Лэнгдон не так бесил как обычно...
Не буду читать рецензию, книга в ближайших планах на прочтение. Прстскриптум радует)))
Вот и меня всё не тянет на Брауна. Интересовал только в детстве, когда отец подруги Кодом зачитывался))
@cupy, "Код да Винчи" имхо - его самая слабая книга. Прям вообще попса на уровне группы Пающие трусы. Здесь он уже дорос до Блестящих и Зверей. ))) Но до какой-нибудь Селин Дион или Милен Фармер, т.е. профессиональной попсы еще, конечно, далековато.
О, я точно буду читать)) мне и Код да Винчи когда-то давно очень понравился) Инферно местами была нелепа, но фильм ещё нелепее.
ого! После Инферно мне хотелось забыть Брауна, как страшный сон, но теперь даже почитаю)
@ekaterin_a, @loki, Инферно как-то не пошло сразу. Вот что-то прям отталкивающее до предела. И бросил. Здесь лучше намного, но есть вероятность, что большая заслуга - мастерство чтеца.
ахаха, порадовал, Саша! А я ведь люблю Дэна Брауна! И Александра Клюквина тоже. Когда увидела, что он уже книгу начитал, очень обрадовалась.
@neveroff, а я думала, Блестящие и Звери не в одной когорте))
@cupy, ну, я думаю они не в одной, конечно, но плюс минус...))
@mariana, да он как-то по стахановски начитал - еще когда в магазинах не продавали бумажную. Потому что появились аудио и печатная одновременно.
@neveroff, да, еще до выхода электронки)))
А чем Инферно не понравилось, а то я на нём остановилась, теперь думаю, а стоит ли?)
@ottovi, очень трудно ответить на этот вопрос: ни одна книга Брауна (до этой) на мой взгляд не заслуживает не точно "понравилось", но даже "средненько".
Очень скучно и надуманно. Это самая маласть. А правильнее сказать - она почти такая же фиговая как "Код да Винчи".Так что не понравилась всем.))
Но это мое мнение - у Брауна много поклонников, которые считают его книги интересными.
дочитала книгу и прочитала твою рецензию Вот Терминатор - это первая ассоциация) Точно все части посмотрел. И Терминатор 3D еще))))
@loki, ну и Матрица там же. Лэнгдон с королевой - Нео и Тринити))) Жду рецензию, чтобы узнать что думаешь про секрет.
А у меня с Брауном первое знакомство, читаю "Ангелы и демоны". Думала, вообще не пойдёт, а пошло прям очень хорошо.
@anastasia_roja, главное не лезь в Интернет читать про нестыковки и несоответствие реальным ватиканским устоям. Потому что испортится все впечатление))
@neveroff, а я и не планировала)) Тем более я догадывалась, что не всё может быть истиной)) Хотя, признаюсь, хотелось погрузиться в тему.
@anastasia_roja, "не все" - это очень мягко сказано))
На мой взгляд, Инферно стоит читать только ради последних страниц. То, что он там написал спорно, но отнюдь не нелогично и заставляет какое-то время подумать над этой темой-проблемой. А в книгах это самое важное: давать пищу для размышлений. А вот фильм кхм... какашка. Самое главное они переиначили и тем самым безумно испортили весь замысел автора. Сделав сюжет банальным до нельзя...
@Dashkevich_, ну вот, читать ради нескольких страниц целую книгу жанра "для отдыха" я как раз и не понимаю. Это же не Умберто Эко или Вирджиния Вульф, у которых ради пары уникальных строк можно погрузиться в 500 и более страниц.
Браун - попсовая литература, поэтому или все должно быть легко и читаться с интересом от и до, или не читаться вообще.))
@neveroff, я не готова на тяжёлый труд ради Вирджинии Вульф)) Что ты у неё такого разыскал, ради чего стоило продираться через эти мутные потоки, поделись)
@bedda, ну вот сейчас дочитываю Орландо (две главы осталось) - она так изысканно издевается над мозгом и переворачивает все с ног на голову. Талантливая дама, но действительно сложно читать. Но идеи сильные.)
@neveroff, я после Миссис Дэллоуэй обхожу её за версту. Подожду твою рецензию на Орландо, кто знает, кто знает))
@bedda, Орландо гораздо тяжелее, чем Миссис Дэллоуэй, но лечге чем На маяке. "Дэллоуэй" вообще самая простая у нее имхо))
@neveroff, тогда я точно пас))