Рецензия на книгу Крейцерова соната от Anastasia375
Лев Толстой «Крейцерова Соната», «Послесловие к «Крейцеровой Сонате», «Дьявол».
Сейчас сложно представить, какой диссонанс произвела запрещенная к публикации 1880х годов повесть Л.Н. Толстого - проповедь целомудрия «Крейцерова Соната», которая триумфально подвела черту под романтическо-реалистическим веком.
Ее особая провокационность заключается в пропаганде отрицания фундаментальной основы ценностей - в отрицании брака. С одной стороны, повесть представляет собой актуальный по тем временам «гендерный дискурс» на тему различия полов, а с другой – яростную речь женоненавистника и обличителя женщин сначала как жертв системы, а далее как ее преступниц-соучастниц. Причем главный герой повести довольно резко приравнивает абсолютно всех женщин к приманкам-проституткам, которые взрастают, в прямом смысле слова, на аморальных устоях подчинения мужчины по средствам сладострастия и о властвовании им в обмен на продажу ему своего тела – «Тело ее есть средство наслаждения. И она знает это».
По мнению критики, оба персонажа и «Сонаты» и «Дьявола» испытывают «коллективный психоз извращенного общества», на мой же взгляд, этот психоз довольно тривиальный, имя ему – мужской эгоизм. Женская чувственность представляется героям произведений чем-то необъяснимым и неподконтрольным, а значит несет в себе прямую угрозу их чистому разуму и мужскому «я». Единственная возможность освободиться – умертвить этого демонического зверя, отнять его красоту и привлекательность, а вместе с этим подавить его способность к обольщению. Лишь над ее обруганным бездыханным телом можно узреть в ней Человека.
По мнению писателя, для женщины противоестественно испытывать влечение и страсть, она не должна вступать в половую связь ибо «девушка неиспорченная всегда ненавидит это», ведь сохранить чистоту, значит остаться в единение с создателем, а главное – обезопасить мужчину от его нравственного падения.
Однако, уже в «Послесловии» Толстой удачно ретируется и дает более практичные советы по воздержанию молодым людям, направленные против намеренного создания «рабского сословия женщин» и, уже против ставшей нормой, супружеской неверности: «Для того же, чтобы они могли воздержаться, они должны, кроме того что вести естественный образ жизни: не пить, не объедаться, не есть мяса и не избегать труда (...), не допускать в мыслях своих возможности общения с чужими женщинами, так же как всякий человек не допускает такой возможности между собой и матерью, сестрами, родными, женами друзей».
Интересный факт, что данное произведение весьма уязвило не только супругу писателя, с которым она прожила в браке более 30 лет, но и его сына, оба высказали свое неоднозначнее мнение в ответных произведениях. Если «Прелюдия Шопена» Л.Л. Толстого о счастье в семейной жизни, к сожалению, не привлекает ни малейшего интереса, то «Чья вина?” Софьи Андреевны имеет сложный биографический контекст. И дело здесь ни в обществе и ни в гендерном неравенстве, а в том, что любовь у мужчин и у женщин разная.
#БК_2018 (1. Книга, которая есть в вашей домашней библиотеке)