Рецензия на книгу Коллекционер от olli-n
Сразу хочу сказать, что мне не очень понравилась книга и это скорее зависит от отсутствия у меня интереса к любовным страданиям и к любви вообще, а тут это все же основная тема (любовь Ф. к М., М к Ч.В.), чем к каком-либо огрехам произведения.
Я читала в надежде увидеть чужое безумие, но его в книге, на мой взгляд, оказалось очень и очень мало. Точнее сказать,это безумие не буйство красок и линий на которое я так рассчитывала, а пыльная старая комната, скучная и занудная. И если метания Миранды еще понятны, понятная её тоска и безысходность, то Фредерик мне показался просто безликим, хотя в книге есть его неплохое описание, я так и не смогла представить как он выглядел. Вообще Ф. мне был очень неприятен с первых же строк, я всегда презирала бесталанных мямлей и зануд, которые считают, что их никто не любит только потому, что недостаточно хорошо знают. Такие люди как Ф. одним своим присутствием могут затушить пламя жизни, сделать мир серым и однообразным, поэтому участь Миранды для меня была ясна сразу, ясна и предрешена - она просто не могла выжить рядом с ним, не столько даже физически, сколько морально. Художница, красавица и умница... она попала в морилку под названием "Фрдерик", откуда нет выхода, кроме как быть засушенной и насаженной на иглу... или сфотографированной. Коллекционер, ему не нужна её трепетная личность, она скорее даже мешает, портит ту сказку, которую он себе фантазировал. У его экспонатов нет шансов на жизнь точно так же, как и нет шансов у него самого.
а мне понравилась книга, правда, вторую часть читала без особо энтузиазма, потому что по сути - она то же самое, что и первая часть. А взгляд психа мне интереснее взгляда девушки
Взгляд психа интересней несомненно:) Но я ждала увидеть психа умного, циничного и бесчувственного, а не погруженного в свои сердечные страдания. Ждала героя как Жан Батист Гренуй, собирающего жуткую коллекцию из прелестных человеческих созданий.
В том-то и дело, что у Ф. нет ни капли фантазии или способности поверить в сказку.
Интереснее всего контраст между восприятием мира Миранды и Фредерика.
Миранда пытается видеть во Ф-ке безумного, страшного, но не без налета романтики похитителя: думает, что ему нужно ее тело, ее покорность или страсть, ее сочувствие или нежность, ее близость, понимание. А Фредерика все проявления ее чувств пугают, разрушают равновесие в его пыльном чуланчике, как если бы внезапно табуретка попыталась с Вами заговорить...
Для него окружающий мир - мертв, как его сознание. Чем мертвее, тем лучше. Чем аккуратнее насажено на булавку, упаковано под стекло - тем красивее.
Миранду жаль, как прекрасную бабочку, пойманную коллекционером. И в то же время она отталкивает своим снобизмом, попытками примириться с похитителем (и в то же время ее жажда жизни, готовность к борьбе за жизнь до последнего вызывают невольное уважение)...
Фредерик - это бессмысленный хаос бытия, он не способен пощадить, посочувствовать. Он просто разрушает и консервирует дела бессмысленных рук своих. Миранда слишком поздно это поняла (к сожалению или к счастью для нее). Ф. как экзистенциальное осознание бессмысленности бытия, а Миранда - архаична и слегка высокомерна, как теория гуманизма.
Автор сталкивает этих героев, сталкивает совершенно разные миры. По закону всемирной энтропии победителем в этом столкновении станет, разумеется, Хаос. Миранда - как яркая вспышка для его кротовьих глазок, раздражающая, опасная, совершенно непонятная и уже поэтому она обречена на гибель.
И правда, лучше уж табуреткам не разговаривать, пока мы все окончательно не рехнулись...
@baska_kielbaska, хотелось бы к этому прибавить то, что он сам себе боится признаться во всех своих тайных желаниях, его возникающие "фантазии" (когда он воображал как М. пребывая в заточении увидит его настоящего и полюбит) - это желание быть таким как все вне зависимости от того, что он хочет на самом деле.
Возможно когда-то давно Ф. не был мертв, мне кажется что это он сам и его окружение, пропитанное табу и предрассудками, сначала убило его, а потом мумифицировало.
Во истину, я бы не хотела встретиться с таким человеком.
@olli-n, Фредерик - это гротескный образ, воплощение косности, ограниченности, апассионарности серого большинства. К сожалению, все мы - немного Фредерик, встреча неизбежна.