Рецензия на книгу Тайна Эдвина Друда от liu

«Эдвин Друд» - это только торс статуи, и, созерцая этот незаконченный шедевр, мы понимаем, как искусна была рука, которая его изваяла, как силен был интеллект, который его замыслил, и как прекрасны были бы пропорции этого творения, если бы автор успел его завершить».
Дж.Каминг Уолтерс «Ключи к роману «Тайна Эдвина Друда»
Уже имея опыт чтения неоконченных романов, приступала к последнему творению Диккенса со скепсисом. Ещё не было ни разу такого, чтобы незавершённая работа дарила яркие эмоции, чаще всего это было равнодушие к тому, что будет дальше или же совсем лёгкое сожаление. В этот раз были очень яркие чувства и ощущение, как будто мысли в голове чешутся, пытаясь угадать и достроить сюжет и уже довольно сильное сожаление, что не придётся насладиться подольше, в рамках этой книги, прекрасным стилем и обворожительным диккенсовским юмором. Зная за собой недостаток, - неспособность создать крепкую интригу, сделать сюжет закрученным, непредсказуемым, - автор решает на закате жизни выбрать новый путь написания и доказать себе и другим многочисленным критикам, что он не только мастер слова, но и саспенса может нагнать. Время заката жизни оказался на самом деле последними отблесками заходящего солнца, и леди с косой провела завершающую линию аналогично с тем, как в последнем предложении романа таинственный герой «кусочком мела проводи толстую длинную черту». Роман обрывается на середине вместе с жизнью писателя. Доказал он это или нет, каждый решит сам, - тут даже критики, исследователи и фанатичные знатоки творчества не могут сойтись на одном выводе. Для меня же он прекрасно справился с частью своей задачи, а для конца 19 века совсем замечательно, и всё же Диккенс несомненно великолепный мастер слова, и далеко не мастер саспенса. Возможно, проживи он на лет 5 подольше, он бы опроверг это своим новым творчеством, но эта загадка, как и тайна Эдвина Друда унесена в могилу.
Таинственность обволакивает с первых же страниц, это готическая загадочная атмосфера с крепким душком опиумных паров. Джон Джаспер, дядя молодого человека из названия, оказывается заядлым курильщиком опиума и является прекрасной иллюстрацией к наркомании в викторианскую эпоху. Кроме этого, он вообще цепляющий и яркий персонаж, в отличии от его племянника Эдвина. Джаспер – регент хора в местном соборе и обладатель прекрасных музыкальных способностей, даром что удовольствия от этого не получает ни на грамм (совершеннейшая несправедливость!), он тоскует по какой-то другой жизни, очень подозрительно души не чает в племяннике, намекает на секреты своей судьбы, совмещает в себе и гениальность, и порочность, жутко замирает в прострации из-за своей зависимости и таскается с хранителем кладбища по склепам. То, с каким трепетом и тщательностью прописывает Диккенс этого персонажа, наталкивает на мысль об автобиографичности и налёте исповедальности, но это всего лишь мой домысел.
Прекрасны и другие образы, среди которых Эдвин, хоть и не самый впечатляющий но вполне себе цельный: эгоистичный, немного хамоватый и одновременно с добрым сердцем («всегда ласков с детьми и стариками»), порывистый, жаждущий приключений. Больше всего его тяготит помолвка с Розой, чей будущий брачный союз был определён с детства, им же тяготится и сама Роза, милая и прелестная, добродушно-капризная, наивная и избалованная заботой девушка. Очень здорово показано как даже самые нежные чувства и привязанность могут быть омрачены отсутствием свободы выбора и давящей предопределённостью. Обожаем мной опекун Розы – чрезвычайно Угловатый человек с неисследованными романтическими уголками в душе и с совершенно особыми забавными манерами говорить, двигаться и думать. Комичен образ хранителя кладбища, обладающего немалым для своей деятельности талантом, который не затапливается даже нещадным количеством алкоголя. Не менее занимателен мальчишка Депутат, имеющий болезненную страсть к закидыванию камнями, он словно какое-то сказочное существо, озорной бесёнок, помогающий, если его задобрить, и вредящий обидчикам. Продолжает линию забавных персонажей и напыщенный и туповато-ограниченный аукционист мистер Сапси. Лиричен и добродушен – канонник Криспаркл, вызывающий особые симпатии своей верой в лучшие человеческие качества.
Стройны и драматичны амплуа близнецов Нэвила и Елены, в которых течёт диковатая экзотическая кровь, и с обузданием которой они справляются по-разному. Елена – образ почти мифологический, то ли по моему личному восприятию, то ли по задумке автора, но в голову сразу же приходит древнегреческая Елена Прекрасная. Больше всего хотелось бы увидеть дальнейшее развитие именно её образа. Они с братом как самое настоящее воплощение символа инь-ян.
Вся эта россыпь образов, которых в романе гораздо больше, так и просится на театральную сцену. Искрящиеся диалоги, органичное сочетание готичности, юмора и драмы, динамичность и авторские хитрости – всё это могло бы превратиться в высококлассную пьесу. Очень подходит к постановке и географическое расположение, но это, пожалуй, в силу особой театральности британского. Кроме Лондона, это городок Клойстергэм – маленький, сонный и с угнетающим благолепием, находящийся в прошлом.
Прежде чем приступать к чтению ключей романа в исполнении процитированного Дж.Каминга Уолтерса, особым удовольствием был процесс размышлений и догадок, вспоминания каких-то деталей и намеков, которые автор всё-таки рассыпал по страницам. И хоть со стопроцентной точностью роман разгадать никому не удастся, версия Уолтерса очень убедительна и приятна в том отношении, что мои собственные догадки двигались по схожему пути. Есть три главные вопроса, остающиеся после прочтения последних имеющихся строк: свершилось ли убийство? Кем является таинственный Дик Дэчери, неожиданно появившийся в городе? И кто же эта курящая и предлагающая опиум? Третий вопрос меньше всего поддаётся предположениям. Возможно, Диккенс собирался раскрыть и расшифровку надписи «П.Б.Т.», смысл которой оставался тёмным для всех персонажей.
Несмотря на сильное желание прочесть завершение романа, его незавершённость кажется очень символичной и органичной, именно такой и должна быть настоящая загадка – неразгаданной полностью.
В свете прочитанного, сложно не заинтересоваться фантазией на тему в исполнении Дэна Симмонса: Друд, или Человек в черном
#свояигра (Книга, которую читал герой другой книги или фильма за 30)
Неожиданная книга для Диккенса... а как стиль написания? Легко читалось?
@MYRRRuna, очень легко и живо, плюс она ещё и не очень большая в силу неоконченности) Я давно Диккенса не читала, так что объективно сравнить с другим его творчеством не могу...
@liu, потом с какой-нибудь другой книгой сравнишь. Но мне почему По вспомнился, когда читала твою рецензию)