Рецензия на книгу Игра в бисер от lanalana
#СВ1_2курс (Доп №1)
#выбордруга (@frogg_n)
Я не читала — я боролась. Сначала с длинным философским вступлением, потом с чувством отторжения описанных мыслей и понятий и чувством неполноценности, возникшим из-за того, что не показалась мне книга многогранной, как писали многие. Для меня она оказалась достаточно простой, возможно, в силу того, что я многого просто не разглядела.
Основная часть книги — классический немецкий роман воспитания в форме вымышленной биографии Йозефа Кнехта. Только действие происходит в будущем, когда уставшая от войн и распрей элита создаёт Касталию, закрытое государство для интеллектуальной элиты, очень похожее на средневековый монастырь.
И вот тут-то появилось чувство отторжения. Все эти красивые слова про утопическое общество, где каждый счастлив и свободен (в определённых пределах). Я могу понять людей, которые на год-два уходят в монастырь, чтобы познать себя и успокоиться. Но я не понимаю тех, кто навсегда уходит из мирской жизни, утверждая, что тем самым служит Богу. Больше похоже на бегство, уход от реальности. Касталия — такое же прибежище интеллектуалов, которые не хотят или не могут жить в миру. Не создавая ничего нового, они лишь играют элементами произведений прошлого, комбинируя и изменяя их в игре в бисер. Создание новых произведений запрещено. Да я и не думаю, что в подобной стерильной атмосфере может возникнуть желание творить.
Касталия — это попытка отгородиться от всего материального и низменного, зажить истинно духовной жизнью. Но может ли духовная жизнь существовать в изоляции? Как ни горько сознавать, но именно войны, трагедии, суета и страсть мирской жизни являлись импульсом к созданию произведений. Спокойствие приносит мало плодов. Искусство не может принадлежать элите. Оно должно держать свои двери открытыми, и право каждого человека решать, заходить в них или нет. Йозеф, осознав однажды хрупкость Касталии, пытается соединить два мира — духовный и низменный.
Если бы вдруг меня приняли в Касталию (что вряд ли, женщин туда не берут), я бы отказалась. Жить там и не создавать ничего нового? Жить, осознавая, что для тебя важен лишь процесс, а не результат? Писать толстенные труды о никому кроме тебя не интересных вещах? Развлекаться игрой в бисер, тасуя уже созданное? Нет, увольте. Это всё равно что писать книги и не давать никому их прочесть или писать картины и прятать их в подвале.
Писать рецензию на «Игру в бисер» дело сложное и неблагодарное. Читать нужно самому и либо восхититься и отыскать множество ценных философских мыслей, которые побудят к дальнейшим размышлениям, либо не найти ничего и закрыть со спокойной совестью.
В своё время на меня очень большое впечатление произвёл Степной волк . «Игра в бисер» впечатлила чуть меньше, поэтому только 8 баллов.
Какое разное восприятие) Для меня Игра в бисер - особое произведение, единственное в своем роде и незаменимое. А Степной волк более юный, пусть и приятный, но трогающий гораздо меньше. Я всё равно очень рада, что ты прочла, пусть и не особенно прониклась)
А я такие большие надежды возлагала на то, что вы придёте в полнейший восторг от этого романа... Думала, Гессе похож чем-то на Достоевского, к которому у вас трепетная любовь и особое отношение) Но всё же рада, что вы выстояли в битве!
@Frogg_n, я, конечно не в полном восторге, но всё-таки книга мне понравилась. А Гессе очень люблю, просто именно эта книга не впечатлила
Спасибо за прекрасную рецензию! :)
Я тоже очень скептически относилась к Касталии и вряд ли бы присоединилась к этому обществу.
Мне кажется, именно поэтому главным героем и является Иозеф Кнехт, а не бездумный почитатель Касталии.